Со второй половины 2020 году вступил в силу Приказ Минприроды России от 28.11.2019 г. №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Данный приказ дает ответы на многие вопросы, которые возникали ранее при разработке и согласовании НМУ. В некоторых регионах, например Москва, есть местные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, касаемо разработки и согласования плана по сокращению выбросов, в других же регионах, как Смоленск, многие природопользователи до сих пор не знают что такое НМУ, зачем сокращать выбросы в этот период.
Что такое НМУ?
Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — это такие метеорологические условия, при которых увеличивается накопление вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 закона №96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха).
Наступление подобных условий возможно в силу климатических, географических и иных особенностей местности, природных явлений, когда рассеивание примесей ЗВ крайне низко. Загрязнение атмосферного воздуха, создаваемое выбросами объектами негативного воздействия, зависит от метеорологических условий (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления и прочие), которое способствует накоплению ЗВ в приземном слое.
Прогнозы НМУ выдает Росгидромет на официальном сайте. В некоторых регионах имеется возможность заключения договора с Гидрометом, по которому предприятию (лично в руки) будут передаваться данные о НМУ (на наш взгляд лучше посмотреть официальные уведомления на сайте).
Кто должен разрабатывать мероприятия при НМУ?
Приказом №811 оговорены 2 условия (критерия), по которым можно понять нужно предприятию или организации разрабатывать НМУ или нет:
Что нужно для разработки НМУ на практике
Проектно-экологическая компания Техоборонэксперт разработаны мероприятия НМУ для различных регионов и различных типов предприятий. На практике нам потребуются от заказчика:
- таблица Параметры выбросов ЗВ из проекта ПДВ
- результаты расчета выбросов от ИЗА предприятия;
- описание технологического процесса.
Все остальное мы подготовим самостоятельно.
Полный комплект документов для согласования мероприятий по сокращению выбросов включает в себя:
- перечень мероприятия по сокращению выбросов ЗВ в атмосферу в периоды НМУ;
- план-график контроля выполнения мероприятия в периоды НМУ;
- пояснительная записка Плана мероприятий в период НМУ;
- инвентаризация источников выбросов (действующая);
- результаты расчета технологических нормативов выбросов;
- результаты расчетов рассеивания, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.207 №273 (МРР-2017) для нормальных условий и для каждого режима НМУ
- карты рассеивания к каждому отчету
Разработка плана НМУ на практике
Рассмотрим разработку плана сокращения выбросов в период НМУ на практике.
Шаг 1: Анализ инвентаризации выбросов, ситуационного плана
Для начала анализируется инвентаризация выбросов. Данный документ должен быть разработан в соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Если инвентаризация выбросов проводилась более 1 года назад, то советуем проверить окружающую застройку по кадастровой карте.
Шаг 2: Выбор контрольных точек и определение перечня вещества НМУ
На основании Приказа №811 необходимо провести анализ приземной концентрации выбрасываемых загрязняющих веществ и групп суммаций в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны. Для этого проводится расчет рассеивания в программе УПРЗА в указанных контрольных точках с определением вклада в долях ПДК. Формируется отчет рассеивания для нормальных условий (т.е. без увеличения на % в разных режимах), выводятся карты рассеивания.
Далее на основании проведенного расчета рассеивания и определения приземных концентраций в контрольных точках на границе СЗЗ в долях ПДК, необходимо сделать расчет увеличения концентрации для каждого режима НМУ:
- для I режима — на 20% (т.е. умножаем на 1,2)
- для II режима — на 40% (умножаем на 1,4)
- для III режима — на 60% (умножаем на 1,6)
Данный расчет можно сделать в Excel. Наши специалисты используют программные средства ООО “Фирма Интеграл”.
После получения результатов увеличения выбросов в различных режимах, делается выборка загрязняющих веществ и групп суммаций, у которых наблюдается превышение 1 ПДК в каком-либо из режимов.
Для этих веществ необходимо проводить мероприятия по сокращению выбросов при объявлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ).
Шаг 3: выбор мероприятий для сокращения выбросов
Рассмотрим пример: действующая АЗС, расположенная на границе небольшого населенного пункта. В результате расчета рассеивания наблюдается превышение 1 ПДК в I, II, III режимах при увеличении концентрации в расчетных точках на границе СЗЗ для: бензола, толуола.
Для этих веществ необходимо проводить мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ.
Мероприятия в пояснительной записке нужно прописать реальные, которые предприятие сможет фактически провести при объявлении НМУ, а самое главное эти мероприятия не обанкротят рассматриваемый объект.
Для АЗС можно предложить:
I режим:
II режим:
III режим:
Шаг 4: расчет рассеивания для каждого режима НМУ
Итак, теперь необходимо проверить эффективность применяемых мероприятий. Главный критерий проверки: необходимо, чтобы максимальные приземные концентрации в контрольных точках на границе ближайшей жилой зоне была менее 1 ПДК или ближайшей особо контролируемой территории — менее 0.8 ПДК.
На практике: на основании полученных увеличенных значений максимально-разового выброса для I, II, III режимов (ранее мы увеличили выбросы на 20\40\60%) необходимо провести расчет рассеивания (мы проводим в тех же контрольных точках, что и расчет рассеивания при нормальных условиях, чтобы отслеживать динамику изменений).
Формируем отчет рассеивания и карты рассеивания.
Шаг 5: определение эффективности предложенных мероприятий
Определение эффективности каждого мероприятия по уменьшению выбросов на источниках загрязнения производственной территории по каждому выбрасываемому загрязняющему веществу на источнике (ξ vi ,%) осуществлялось по формуле:
ξ vi = M’vi/ Mvi*100
где:
Mvi — выбросы в атмосферу загрязняющего вещества от источника выбросов, для которого разработано мероприятие, г/с;
M’vi — размер сокращения выбросов в атмосферу загрязняющего вещества за счет осуществления мероприятия, г/с.
Определение эффективности мероприятия по уменьшению выбросов в целом по источнику (ξ i ,%) осуществлялось по формуле:
ξ i = M’i/ Mi*100
где:
Mi — выбросы в атмосферу всех загрязняющих веществ от источника выбросов, для которого разработано мероприятие, г/с;
M’i — размер сокращения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ за счет осуществления мероприятия, г/с.
Определение эффективности мероприятий по уменьшению выбросов по каждому режиму работы в периоды НМУ производственной территории (ξ inmu,%) проводилось по формуле:
ξ inmu = Minmu/ M *100
где:
M — выбросы в атмосферу всех загрязняющих веществ от всех источников выбросов производственной территории до проведения мероприятий по уменьшению выбросов, г/с;
Minm — размер сокращения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ производственной территории за счет осуществления мероприятий по уменьшению выбросов для i режима НМУ, г/с.
Шаг 6: контроль за выполнением мероприятий в периоды НМУ
В целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на рассматриваемом объекте назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе:
- за получение прогнозов о НМУ;
- за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
- за проведение расчетов приземных концентраций ЗВ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает:
- получение информации о НМУ в соответствии с порядком прогнозов о НМУ;
- регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ;
- передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ;
- принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;
- организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
- контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
- регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
- проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов и на границе СЗЗ, предусмотренных программой ПЭК.