В какой бюджет платится экологический сбор?

В КАКОЙ БЮДЖЕТ ПОСТУПАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать?

Экологический сбор как финансовый механизм предусмотрен действующим федеральным законодательством и имеет строго определенную бюджетную принадлежность. Тем не менее, в правоприменительной практике встречаются случаи некорректного указания уровня бюджета при уплате данного сбора, что влечёт за собой признание обязательства неисполненным, начисление пени и возможное повторное взыскание.

Навигатор по перечням РОП

Вопрос о том, в какой бюджет поступает экологический сбор, на первый взгляд может показаться формальностью. Однако он напрямую влияет на правильность оформления расчётов, заполнения платежных поручений, исполнения обязанности по представлению отчетности и, в конечном счёте, на юридическую квалификацию факта уплаты. Поэтому данная статья направлена на системное изложение правового регулирования бюджетной принадлежности экологического сбора, с опорой исключительно на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Особое значение вопрос приобретает в связи с ужесточением административной практики со стороны органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны окружающей среды, и усилением автоматизированного контроля в системе бюджетного учета.

В какой бюджет поступает экологический сбор по закону № 89-ФЗ и БК РФ

Правовое регулирование зачисления экологического сбора в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется нормами как отраслевого (экологического), так и бюджетного законодательства.

Ключевым положением в части определения уровня бюджета, в который подлежит зачислению экологический сбор, является пункт 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ):

«Экологический сбор зачисляется в доход федерального бюджета Российской Федерации и относится к неналоговым доходам федерального бюджета.»

Это положение носит прямой императивный характер и не допускает альтернативного толкования. Указание на федеральный уровень зачисления означает, что ни субъекты Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не имеют правовых оснований на получение и/или распоряжение средствами, поступающими в счёт экологического сбора.

Дополнительное подтверждение указанной нормы содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее – БК РФ). В частности, в соответствии со статьёй 41.2 БК РФ, экологический сбор отнесен к категории неналоговых доходов федерального бюджета как плата, уплачиваемая в соответствии с федеральным законом.

Также положения о зачислении в федеральный бюджет косвенно подтверждаются в ежегодных федеральных законах о бюджете, в которых экологический сбор включается в статьи доходов, формирующих федеральную казну, под видом поступлений, администрируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).

Следовательно, экологический сбор, как особый вид обязательных платежей, обладает жестко закрепленной бюджетной принадлежностью. Указание в расчетных или платежных документах любого иного уровня бюджета (регионального или муниципального) является нарушением, влекущим признание платежа ненадлежащим и неисполненным.

Сдадим отчеты по экосбору

Правильно и в срок

за 15 000 руб.

КБК экологического сбора: какие коды использовать для федерального бюджета

Вопрос корректного указания кода бюджетной классификации (далее — КБК) при уплате экологического сбора имеет первостепенное значение. Даже при фактическом поступлении средств в бюджет, но при ошибке в КБК, обязательство по уплате считается неисполненным, поскольку средства не зачисляются по надлежащей статье доходов и не могут быть учтены в рамках администрируемых Росприроднадзором поступлений.

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2020 г. № 99н (в редакции, действующей на 2025 год), для экологического сбора установлен следующий КБК:

000 1 16 25060 01 0000 140

Расшифровка данного кода:

Элемент КБК Значение
000 Администратор поступлений — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
1 Уровень бюджета — федеральный
16 Группа доходов — неналоговые доходы
25060 Вид дохода — поступления от экологического сбора
01 Подвид — платежи от юридических лиц
0000 Элемент детализации (уточняющий параметр)
140 Классификационный код аналитики доходов

Указанный КБК применяется во всех случаях уплаты экологического сбора организациями, не исполнившими норматив утилизации, как в отношении произведенных, так и ввезенных на территорию РФ товаров (и упаковки).

Дополнительно предусмотрены КБК для иных видов поступлений, связанных с экологическим сбором:

Назначение КБК Комментарий
Уплата пени за несвоевременное исполнение 000 1 16 25060 01 2100 140 Используется при автоматическом начислении пени
Уплата административных штрафов 000 1 16 25060 01 3000 140 Применяется при вынесении постановлений по ст. 8.41 КоАП РФ

Ошибки в указании КБК — одна из наиболее распространенных причин, по которым при проведении проверок Росприроднадзор признает обязательство по уплате экологического сбора неисполненным. К типичным ошибкам относятся:

  • указание устаревшего КБК, действовавшего до 2020 года;
  • применение КБК, относящегося к иным экологическим платежам (например, плате за НВОС);
  • нарушение структуры КБК: пропущенные или ошибочные значения аналитического кода (140);
  • указание регионального кода администратора (вместо 000).

Следствием таких ошибок может стать:

  • выставление требования об уплате суммы повторно;
  • начисление пени с момента истечения установленного срока уплаты;
  • отказ в приеме расчета суммы сбора до исправления платежных данных;
  • блокировка возможности подать отчетность за следующий период.

Таким образом, надлежащее указание КБК — не формальность, а обязательное условие исполнения обязанности по уплате экологического сбора.

Как экологический сбор зачисляется в федеральный бюджет – пошагово

Понимание технической схемы прохождения платежа по экологическому сбору позволяет правильно оценить, на каком этапе возникает юридический факт исполнения обязанности и кто фиксирует поступление в систему государственного финансового контроля.

Зачисление экологического сбора в доход федерального бюджета происходит по следующей схеме:

  1. Формирование расчета суммы экологического сбора
    Плательщик формирует расчёт в установленной форме, утверждённой Росприроднадзором.
  2. Формирование платежного поручения
    На основании расчета формируется платежное поручение. Ключевые реквизиты:
    — КБК: 000 1 16 25060 01 0000 140
    — ОКТМО по месту регистрации организации
    — получатель: УФК по субъекту РФ / Росприроднадзор
    — назначение платежа: «экологический сбор за [период], ИНН [компании]»
  3. Поступление в систему казначейства
    Банк плательщика передает платеж в Федеральное казначейство, где он отражается на лицевом счете бюджета. При этом важен корректный КБК: только в этом случае платеж будет направлен в нужную бюджетную строку.
  4. Фиксация в системе «Электронный бюджет»
    После поступления средства проходят централизованную обработку и отображаются в ГИИС “Электронный бюджет” – это система сводного финансового контроля, используемая Минфином и казначейством.
  5. Администрирование Росприроднадзором
    На основании данных казначейства и системы электронного бюджета Росприроднадзор сопоставляет поступление со сданным расчётом. Если сумма совпадает, и КБК указан корректно, сбор считается уплаченным.
  6. Отражение в личном кабинете
    Данные о зачислении автоматически появляются в Личном кабинете на портале Росприроднадзора. С этого момента обязательство считается юридически исполненным.

Роли участников

Участник Функция
Плательщик Самостоятельно рассчитывает сумму, заполняет документы, переводит средства
Банк плательщика Передает платеж в систему казначейства
Федеральное казначейство Принимает платеж, распределяет по бюджетам, отражает в ГИИС
Росприроднадзор Администрирует поступление, принимает отчетность, фиксирует зачет суммы
Минфин РФ Утверждает КБК и обеспечивает нормативное регулирование бюджетной классификации

Особенности учета и сверки

С 2024 года в ряде регионов внедрена автоматическая интеграция между системами казначейства и ЛК Росприроднадзора. Это позволяет минимизировать задержки в отражении поступлений и устранить необходимость ручного подтверждения.

Однако при расхождении в КБК, сумме или назначении платежа автоматическая сверка не срабатывает. В этом случае требуется обращение в службу поддержки РПН и ФК, предоставление копии расчета и платёжного документа, а в ряде случаев — подача заявления на уточнение поступлений в территориальный орган Федерального казначейства.

ВАЖНО
Экологический сбор считается уплаченным только после его зачисления по правильному КБК на лицевой счёт федерального бюджета и последующего подтверждения администратором доходов – Росприроднадзором. Ни фактический перевод, ни отметка банка сами по себе не освобождают от обязательства, если средства не зачислены должным образом.

Вопросы по экосбору

Почему экологический сбор относится к федеральному бюджету – 5 доказательств

В контексте бюджетной классификации экологического сбора ключевым положением является то, что данный платеж не может быть зачислен в региональный или муниципальный бюджет, вне зависимости от места регистрации плательщика, места фактической хозяйственной деятельности или расположения производственной площадки.

Это исключается как нормами действующего законодательства, так и структурой распределения бюджетных полномочий в Российской Федерации.

  1. Правовое закрепление

Согласно пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, экологический сбор подлежит зачислению только в доход федерального бюджета Российской Федерации. Формулировка нормы носит исключительный и исчерпывающий характер, не допускающий альтернативных трактовок.

Бюджетный кодекс РФ (статья 41.2) также определяет экологический сбор как элемент неналоговых доходов федерального бюджета, что отражается в соответствующих приложениях к закону о федеральном бюджете на каждый финансовый год и плановый период.

Таким образом, нормативно исключена возможность зачисления экосбора в бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

  1. Бюджетные полномочия и уровень администрирования

Функции по администрированию доходов от экологического сбора закреплены за федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).

Согласно положениям БК РФ и приказам Минфина, администратор доходов определяет, в какой бюджет и по каким кодам КБК должны поступать соответствующие средства. Установление КБК с кодом 1 (федеральный бюджет) и кодом администратора 000 (федеральный орган власти) однозначно указывает на невозможность участия субъектов РФ в администрировании или получении данных доходов.

Кроме того, в налоговой и бюджетной практике применяется принцип: если полномочие установлено федеральным законом, то оно реализуется на федеральном уровне, за счет соответствующего бюджета.

  1. Финансово-экономическая логика централизации

Экологический сбор представляет собой элемент реализации государственной политики в области устойчивого обращения с отходами. Расходование поступлений осуществляется централизованно — на мероприятия в рамках:

  • национального проекта «Экология»;
  • федерального проекта «Инфраструктура для обращения с ТКО»;
  • программ ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Все перечисленные направления финансируются исключительно из федерального бюджета. Региональные бюджеты не наделены полномочиями по принятию решений о расходовании этих средств, равно как не могут претендовать на перераспределение поступлений от экологического сбора, даже если источник загрязнения находится на их территории.

  1. Практическое подтверждение

Начиная с 2016 года, когда экологический сбор был введен в правовую систему, ни одна редакция закона о федеральном бюджете не предусматривала возможности его распределения по уровням бюджетной системы. Во всех соответствующих документах он значится как:

«Поступления, администрируемые Росприроднадзором и зачисляемые в доход федерального бюджета».

Отдельные инициативы региональных законодателей по закреплению части поступлений экосбора в региональных бюджетах (например, предложения законодательных собраний субъектов РФ в 2019–2021 гг.) не были поддержаны Минфином и Минприроды и не получили нормативного воплощения.

  1. Ответственность за отклонение от установленного порядка

При попытке произвести платеж в расчетный счет бюджета субъекта РФ, либо при указании КБК, относящегося к региональному уровню, платеж не может быть зачтен как уплата экологического сбора. Это влечет за собой:

  • признание обязательства неисполненным;
  • начисление пени за каждый день просрочки;
  • потенциальную административную ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ.

Экосбор без паники:
ответы на реальные вопросы бизнеса

На что идут средства от экологического сбора в федеральном бюджете

Экологический сбор, как часть неналоговых доходов федерального бюджета, представляет собой источник финансирования ряда приоритетных направлений государственной экологической политики. Хотя в нормативных правовых актах не предусмотрена целевая привязка каждого поступления к конкретной расходной статье, в правовом и бюджетном регулировании закреплены целевые блоки, в рамках которых используются средства, аккумулируемые за счёт экосбора.

  1. Статус средств в бюджетной системе

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ, неналоговые доходы федерального бюджета, к которым относится экологический сбор, не подлежат раздельному учёту по источникам происхождения на стадии расходования. Однако при формировании и утверждении федерального бюджета, а также в пояснительных записках к нему, указывается, какие направления предполагается финансировать за счёт определённых групп поступлений.

Таким образом, экологический сбор формально зачисляется в доходную часть без жёсткой привязки к расходным статьям, однако фактически участвует в формировании бюджетной базы для:

  • национальных и федеральных проектов;
  • субсидий и грантов на экологические цели;
  • закупок в сфере обращения с отходами;
  • финансирования надзорной и аналитической деятельности в области природопользования.
  1. Основные направления финансирования, в рамках которых используются средства

В проекте и в действующем на 2025 год Федеральном законе о федеральном бюджете предусмотрены следующие ключевые направления, которые обеспечиваются в том числе за счет неналоговых поступлений от экологических платежей:

а) Национальный проект «Экология»

  • Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с твёрдыми коммунальными отходами»
  • Федеральный проект «Чистая страна»
  • Федеральный проект «Комплексная система обращения с отходами»

Средства направляются на строительство и модернизацию объектов сортировки, утилизации и переработки отходов, развитие мощностей по обезвреживанию, а также на закупку специализированной техники.

б) Ликвидация накопленного экологического вреда

Финансируется за счет программы «Окружающая среда», курируемой Минприроды России, в рамках отдельных целевых программ. Средства направляются на рекультивацию объектов накопленного вреда, а также на проведение инженерно-экологических изысканий.

в) Методическое и научное сопровождение

Финансируются мероприятия по разработке нормативов, стандартов, методик расчета нормативов утилизации, научные исследования в сфере РОП (расширенной ответственности производителей), формирование классификаторов продукции, определение коэффициентов переработки и т. п.

г) Цифровизация и контроль

Включает расходы на сопровождение и развитие цифровых систем (включая портал ГИИС “Электронный бюджет”), систем отчетности, электронного взаимодействия между Росприроднадзором, ФНС и казначейством, а также платформы ФГИС ОПВК.

  1. Правовая структура расходования

Финансирование всех перечисленных направлений осуществляется в соответствии с положениями:

  • статьи 21 и 87 Бюджетного кодекса РФ (о целевом использовании бюджетных средств);
  • федеральных целевых программ, утверждаемых Правительством РФ;
  • приказов Минфина и Минприроды, устанавливающих распределение лимитов бюджетных обязательств;
  • решений Федерального казначейства о кассовом исполнении бюджета.

Поскольку экологический сбор аккумулируется в рамках общей статьи неналоговых доходов, каждое конкретное поступление не маркируется как «целевое». Тем не менее, расчёт общей доходной базы, доступной для исполнения соответствующих программ, осуществляется с учетом планируемых поступлений от экологического сбора.

  1. Отсутствие привязки к плательщику или региону

Ни одна статья закона о федеральном бюджете или положения Минфина не предусматривают распределения поступлений от экологического сбора по субъектам Российской Федерации. Это означает:

  • отсутствие механизма возврата или зачета средств по региональному признаку;
  • невозможность использования экосбора на региональном уровне вне федеральных субсидий;
  • равные условия доступа субъектов РФ и организаций к участию в конкурсах и отборах на получение финансирования из соответствующих статей расходов.

Экологический сбор является финансовым ресурсом, формирующим неналоговые доходы федерального бюджета. Он не поступает в распоряжение регионов и не закрепляется за плательщиком. Однако его роль как источника финансирования федеральной экологической политики значительна — особенно в части программ, реализуемых в рамках нацпроекта «Экология» и реформы РОП.

Ошибки при уплате экологического сбора: ответственность и штрафы

Несмотря на наличие прямых норм закона, регламентирующих зачисление экологического сбора исключительно в федеральный бюджет, на практике нередки случаи неверного оформления платежных документов, в том числе с указанием:

  • ошибочного уровня бюджета (например, субъектового вместо федерального);
  • неправильного кода администратора поступлений;
  • устаревшего или иного по содержанию КБК (например, от платы за НВОС);
  • неточной формулировки назначения платежа, что препятствует идентификации.

Такие ошибки влекут не только технические проблемы с зачетом средств, но и формальные признаки неисполнения обязанности по уплате экологического сбора.

1. Нарушение исполнения обязательства

Если при формальной проверке со стороны Росприроднадзора или Федерального казначейства выясняется, что платёж по КБК не соответствует установленному для экологического сбора (например, указан бюджет субъекта РФ или применён КБК по другой статье), то данное поступление не засчитывается как исполнение обязанности.

Платеж считается отсутствующим, даже если денежные средства фактически поступили в бюджет.

2. Начисление пени

На основании статьи 75 Налогового кодекса РФ и применительно к неналоговым обязательным платежам, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная с даты, следующей за установленным сроком уплаты (обычно 15 апреля следующего года).

Поскольку при ошибке в КБК платеж считается неисполненным, пеня продолжает начисляться до момента корректной уплаты по нужному КБК. В случаях, когда ошибка обнаруживается поздно, сумма пени может быть сопоставима с самой суммой сбора.

3. Административная ответственность

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за непредставление или несвоевременное представление расчета суммы экологического сбора, либо за неуплату сбора в установленный срок, может быть назначен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей.

Если будет установлено, что платеж оформлен с нарушениями (в том числе направлен не в тот бюджет или с ошибочным КБК), это квалифицируется как неисполнение обязанности, даже если средства были перечислены.

Подробнее об ответственности за  неуплату экосбора

4. Судебная перспектива

На практике попытки плательщиков оспорить начисление пени или повторное требование об уплате сбора при наличии ошибочного, но формально исполненного платежа, не находят поддержки в судах.

Примеры решений арбитражных судов (по состоянию на 2023–2024 гг.) показывают, что суды исходят из позиции: обязанность считается исполненной только при корректном указании всех платёжных реквизитов, соответствующих требованиям Минфина и законодательства.

Формальное исполнение обязательства по уплате экологического сбора требует не только перевода денежных средств, но и строгого соблюдения всех установленных параметров: КБК, уровня бюджета, назначения платежа и отчётности. Ошибки в этих деталях расцениваются как полное неисполнение обязательства, с соответствующими фискальными и административными последствиями.

Как правильно указать бюджет при уплате экологического сбора

Положения действующего российского законодательства по экологическому сбору, порядок бюджетной классификации, особенности казначейского сопровождения и судебная практика позволяют сформулировать четкие выводы относительно правовой природы экологического сбора и требований к его зачислению.

  1. Экологический сбор — строго федеральный платеж

На уровне федерального законодательства закреплено, что экологический сбор:

  • зачисляется исключительно в доход федерального бюджета Российской Федерации;
  • относится к неналоговым доходам, поступающим в ведение федеральных органов власти;
  • не подлежит распределению между уровнями бюджетной системы;
  • не закрепляется за субъектами Федерации и не может быть направлен в региональные бюджеты.
  1. Указание правильного КБК — ключевой элемент исполнения обязанности

Правильный код бюджетной классификации для основного платежа:

000 1 16 25060 01 0000 140

Любое отклонение от установленного КБК, в том числе указание неправильного уровня бюджета (например, субъектового), ведет к признанию платежа юридически ничтожным в части исполнения обязанности по уплате сбора.

  1. Последствия ошибок — финансовые и юридические

Неправильное оформление платёжных реквизитов, даже при фактической уплате суммы:

  • не освобождает от начисления пени;
  • может повлечь наложение административного штрафа;
  • создает риск двойной уплаты;
  • блокирует подачу отчетности или сдачу расчета на будущие периоды;
  • при попытке обжалования чаще всего трактуется в пользу контролирующего органа.
  1. Практическая необходимость регулярного контроля

Организациям, подпадающим под обязанность по уплате экологического сбора, рекомендуется:

  • ежегодно сверять действующие КБК по данным Минфина;
  • контролировать отражение платежей в ГИИС «Электронный бюджет»;
  • при необходимости — направлять запросы в Федеральное казначейство на подтверждение зачисления;
  • документально подтверждать исполнение обязательства (выписки, платежки, расчеты).
  1. Стратегическая важность точности

Экологический сбор — не просто платёж, а бюджетный механизм, встроенный в национальные программы, под государственным контролем и с автоматизированным надзором. В этой системе даже техническая ошибка в платежном документе может иметь реальные юридические последствия.
Соответственно, точность при исполнении — не рекомендация, а императив.

Понимание и соблюдение требований к бюджетной принадлежности экологического сбора — необходимое условие правомерного исполнения обязанности. Это зона прямой ответственности руководства и специалистов, работающих с расчетами и отчетностью по экологическим платежам.

Вопросы по уплате экологического сбора в федеральный бюджет

1. Может ли экологический сбор зачисляться в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации?

Нет. Согласно пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, экологический сбор зачисляется исключительно в доход федерального бюджета. Указание иного уровня бюджета противоречит требованиям бюджетной классификации и влечет признание платежа неисполненным.

2. Является ли экологический сбор налогом и регулируется ли он Налоговым кодексом РФ?

Нет. Экологический сбор — это неналоговый платеж, установленный Федеральным законом № 89-ФЗ. Он не подчиняется положениям Налогового кодекса РФ и не может квалифицироваться как налог в рамках налогового администрирования. Однако обязанность по его уплате носит обязательный характер.

3. Что произойдет, если при оплате был указан неправильный КБК или неверный уровень бюджета?

Платеж не будет зачтен как исполнение обязанности. Росприроднадзор сочтет обязательство неисполненным, начислит пеню и потребует повторной уплаты. В дальнейшем может быть вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Исправление требует подачи заявления об уточнении назначения платежа в территориальный орган Федерального казначейства.

4. Зависит ли зачисление экологического сбора от места нахождения филиала, склада или производственной площадки?

Бюджетная принадлежность экологического сбора не зависит от географии деятельности предприятия. Независимо от того, где находится производственная база или осуществляется сбыт, все суммы подлежат зачислению в федеральный бюджет. Единственный территориальный элемент в платежке — ОКТМО, соответствующий месту регистрации юридического лица.

5. Возможно ли вернуть ошибочно уплаченный экологический сбор в бюджет субъекта РФ?

Да, но только через процедуру уточнения назначения платежа или возврата средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ. Необходимо обратиться в территориальное управление Федерального казначейства с заявлением, приложив копии расчета, платежного поручения и подтверждения, что платеж ошибочно поступил не по назначению. Это не отменяет обязанности уплатить сбор повторно уже по правильному КБК и в нужный бюджет.

Проверьте, правильно ли вы уплачиваете
экологический сбор

Ответьте на 5 вопросов — и сразу получите результат.

1. Указан ли в вашем платёжном поручении КБК 000 1 16 25060 01 0000 140?



Татьяна Фролова

Автор статьи:
Татьяна Фролова

Наталья Гарькавая

Cтатью проверила:
Наталья Гарькавая
Эколог-разработчик отдела ОиО

Облако тегов

Понравилась статья? Поделитесь:

Вам нужны проекты
по экологии?