Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы реализации этого должны быть безопасными для окружающей среды. Определение степени опасности отходов для окружающей среды необходимо для установления лимитов образования и хранения отходов на полигоне.

Лимиты утверждаются на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – ПНООЛР. Разработав проект ПНООЛР, предприятие соблюдает требования федерального закона № 89-фз от 24 июня 1998 года “Об отходах производства и потребления”, платит плату за НВОС в пределах лимита, а также не имеет проблем и штрафов при проверках.

Сделаем проект по отходам

от 25 000руб.*

Эколог / отдел отходов

Ростислав Сучков

Кому нужен ПНООЛР

С 1 января 2021 года согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» предприятия I и II категории обязаны разработать расчёт нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Если у предприятия есть филиалы и подразделения, которые расположены в пределах одного региона, проект ПНООЛР разрабатывается или в целом на все предприятие, или отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

К предприятиям I категории – особо опасным производствам – относятся объекты, которые наиболее негативно влияют на природную среду высокими объемами выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздух, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Это, например, металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа малочисленна и подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора.

Предприятия II категории – опасные производства – это предприятия, производственный процесс которых умеренно влияет на экологию, сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Это газопроводы и нефтепроводы, предприятия, чья деятельность построена на эксплуатации ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить плату за негативное воздействие.

Причины заказать ПНООЛР у нас

Вы руководитель предприятия и Вам хочется:

  • стабильности в бизнесе;
  • не получать штрафы по экологии;
  • платить экосбор по установленным нормативам, а не с применением увеличивающего коэффициента;
  • опытного, компетентного эколога, который отлично ориентируется в природоохранном законодательства, быстро реагирует на изменения в нем, не допускает возможности штрафов и наказаний за нарушения в области охраны природы и быстро и качественно проведет инвентаризацию отходов Вашего предприятия и подготовит их паспорта.

Вы хотя бы раз сказали “да”? Закажите ПНЛООР в нашей компании. Доверить разработку проекта по отходам нашим экологам – значит, снизить расходы на персонал и исключить финансовые, имиджевые потери, риски из-за некомпетентности персонала.

Что нужно для разработки проекта по отходам

1. Заполнить исходные данные.

Для того, чтобы начать разработку проекта ПНООЛР, эколог нашей компании высылает бланк исходных данных, потому что норматив образования большинства отходов рассчитывается исходя из расхода материалов, количества сотрудников, оргтехники и т.д.

Помимо исходных данных этого бланка для разработки проекта ПНООЛР заказчик предоставляет разработчику

  • карту с указанием мест накопления отходов;
  • договоры на вывоз отходов и их передачу для обезвреживания, утилизации, обезвреживанию;
  • паспорта отходов.

2. Выезд на объект для осмотра.

В 85% случаев выезд на предприятие не требуется, потому что большинство вопросов можем решить удаленно в телефонном разговоре, переписке или по видеосвязи..

В случае технически сложного, нестандартного производства – выезд эколога нужен. 

3. Паспорта опасных отходов на отходы 1-4 класса опасности. 

Если на предприятии нет утвержденных паспортов на отходы, то мы сможем сделать в кратчайшие сроки на основании акта инвентаризации отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается предлагаемый годовой норматив образования для каждого отхода 1-4 классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов. Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения). Деятельность по обращению с отходами 1-4 классов опасности, кроме накопления, в обязательном порядке лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Какие проблемы чаще всего возникают у клиентов?

Чаще всего это проблемы с заполнением бланка исходных данных. Сбор информации – трудоемкий процесс.

Часто предприятие не взвешивает свои отходы, не измеряет их объемы, а просто сбрасывает в контейнеры.

Проблемы возникают и в том случае, когда у заказчика нет специалиста, который отвечает за работу с отходами и раньше никогда не проводил инвентаризацию отходов. В таком случае наши экологи помогают заполнить все требуемые документы и пройти этапы сбора исходных данных.

Нашим экологом для клиента, занимающегося деревообработкой, была проведена инвентаризация отходов для разработки ПНООЛР для объекта 2 категории. Предприятие только открывалось, этим и была вызвана необходимость выезда специалиста на объект. В ходе работы над ПНООЛР выявлено 77 видов отходов общим объемом 7582,103 т в год

Этапы работы

  • заключение договора на разработку проекта нормативов образования отходов;
  • инвентаризация отходов (параллельно разработка паспортов опасных отходов, если требуются);
  • изучение технологических процессов предприятия;
  • составление карты промышленной площадки объекта с указанием мест временного накопления отходов;
  • разработка проекта ПНООЛР на основании действующих нормативно-правовых актов;
  • ознакомление Заказчика с ПНООЛР, подписание проекта;
  • для I категории НВОС: согласование проекта ПНООЛР и получение лимита на размещение;
  • для II категории НВОС: формирование и сдача декларации о воздействии на окружающую среду (на основании данных ПНООЛР).

Согласование проекта ПНООЛР

Для объектов I категории НВОС для получения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение необходимо в Управление Росприроднадзора подать следующие документы:

  • заявление
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 №1021

Срок согласования проекта ПНООЛР для 1 категории – 30 рабочих дней.

Срок действия проекта ПНООЛР – 5 лет.

Далее полученные лимиты на размещение отходов подаются в составе заявки на КЭР.

ВАЖНО: окончательным разрешительным документом для объектов 1 категории НВОС является комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Для объектов II категории НВОС проект ПНООЛР нужен для заполнения декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

Объекты 2 категории включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). Срок действия проекта ПНООЛР для 2 категории НВОС законодательно не определен.

Срок действия декларации ДВОС – 7 лет.

Стоимость разработки проекта ПНООЛР

В стоимость разработки и согласования проекта нормативов образования отходов входит инвентаризация отходов, оформление проекта в соответствии с действующим законодательством, а также сопровождение до получения положительного результата.

Цена на ПНООЛР:

от 1 до 5 отходов — от 25 000 руб.;

от 6 до 10 отходов — от 40 000 руб.;

от 11 отходов — цена определяется индивидуально, свяжитесь с отделом продаж, мы даем цену сразу: 8-800-700-9684 или напишите dogovor@vashecolog.ru.

На цену услуги влияет: количество площадок (объектов ОНВ), количество отходов, срочность разработки, категория объекта.

 Кейсы разработки проектов ПНООЛР

Каждый клиент отмечает, что мы доводим свою работу до конца.

Проектно-экологическая компания Ваш ЭКОЛОГ — самостоятельная компания, у нас нет посредников. Посредничество завышает цены и размывает качество услуг.

Проекты ПНООЛР разрабатывает профильный отдел, состоящий из специалистов, которые занимаются исключительно данной тематикой.

Кто будет делать проект по отходам:

Полина Сидоренкова Руководитель отдела отходов и отчета

Полина Сидоренкова

Екатерина Никитенкова ПЭК

Екатерина Никитенкова

Ирина Гусарова Эколог-разработчик

Ирина Гусарова

Ксения Мушкина ПНО

Ксения Мушкина

В 2022 году сотрудниками компании “Ваш ЭКОЛОГ” разработаны проекты ПНООЛР для объектов:

ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД»

Разработка проектов ПНООЛР для 30 объектов 2 категории

Самарская область

Пензинская область

Республика Мордовия

Ульяновская область

Республика Башкортостан

Срок выполнения каждого от 2 до 3 недель

Разрабатывались проекты ПНООЛР работы котельных, ремонта полотна и вагонов, строительных работ

Игоревский филиал ООО «Кроношпан»
Игоревский филиал ООО «Кроношпан»

Разработка ПНООЛР для объекта 2 категории

Смоленская область, Холм-Жирковский район
Количество отходов – 77 наименований
Срок выполнения 3 месяца
Разрабатывался проект ПНООЛР для производства фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит
из древесины и других одревесневших материалов добычи

РН-транс
РН-Транс

Разработка ПНООЛР для объекта 2 категории

Самарская область

Срок выполнения 4 недели

Разрабатывался проект ПНООЛР для транспортной компании

ЗАО ПКФ «РБДС»
ЗАО ПКФ «РБДС»

Разработка ПНООЛР для объекта 2 категории

г. Смоленск

Срок выполнения 3 недели

Разрабатывался проект ПНООЛР для асфальтобетонного завода

ООО «СВОБОДНЕНСКАЯ ТЭС»
ООО «СВОБОДНЕНСКАЯ ТЭС»

Разработка ПНООЛР для объекта 2 категории

Амурская область
Количество отходов – 52 наименования
Срок выполнения 2 месяца

Разрабатывался проект ПНООЛР для производства электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность
по обеспечению работоспособности электростанций.

АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция»
филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция»

Разработка ПНООЛР для объекта 2 категории

Смоленская область
Количество отходов – 140 наименований
Срок выполнения 3 месяца
Разрабатывался проект ПНООЛР для производства электроэнергии атомными электростанциями

Если нет проекта ПНООЛР: последствия и ответственность

Отсутствие на предприятии ПНООЛР влечет за собой привлечение к административной ответственности по КоАП РФ.

Статья 8.1: несоблюдение любых экологических требований при технико-экономическом обосновании, планировании проектов, реконструкции, строительстве, проектировании, размещении, вводе в эксплуатацию, а также при непосредственной эксплуатации сооружений, зданий или иных объектов влечет штрафы:

    • на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
    • на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ;
    • на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.

Отсутствие проекта ПНООЛР для объектов 2 категории означает, что декларация о воздействии (ДВОС) не подана, соответственно отсутствует нормативоустанавливающий документ.

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” прямо указывает штрафные санкции: если для объекта 2 категории не подана декларация ДВОС, то при исчислении платы за НВОС применяется коэффициент к ставкам платы за выброс, равный 25, за значит предприятие будет платить в разы больше, чем следует.

Аналогичная ситуация и с отсутствием КЭР для объектов 1 категории. В том же постановлении установлена плата для таких предприятий в размере 25-кратного увеличения ставки платы за выброс.

Исполнение норм экологического законодательства – экономически выгодно, а не только общественно значимо. 

Какие сведения об отходах должны быть в проекте ПНООЛР объекта НВОС первой и второй категории?

  • ПНООЛР для объектов I категории должен содержать сведения об образуемых отходах с указанием кода вида отхода по ФККО, обоснование нормативов их образования, расчет их максимального образования за год и обоснование запрашиваемых лимитов на их размещение, включая сведения о планируемой ежегодной обработке (утилизации, обезвреживании) отходов, передаче другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки (утилизации, обезвреживания), приеме от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки (утилизации, обезвреживания), размещении принятых от других хозяйствующих субъектов либо передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения, а также сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение.
  • ПНООЛР для объектов II категории помимо данных, которые сообщают объекты I категории, должен содержать обоснование массы или объема планируемых к размещению отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и обоснование массы или объема планируемых к ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения.

На что обратить внимание перед тем, как начинать разработку ПНООЛР?

1) нужно проанализировать деятельность объекта. Если планируются изменения в технологии производства, установка дополнительного оборудования, то это надо учесть на перспективу в проекте ПНООЛР. Если места накопления отходов не оборудованы согласно санитарным и экологическим нормам – провести необходимые работы;

2) определиться со способами обращения с отходами на предприятии. Сейчас в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование, и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве. Получение лицензии – долгий процесс, поэтому выгодно рассчитать заранее, будет ли объект утилизировать или размещать отходы у себя или передавать их другой организации. Тогда уже перед разработкой проекта ПНООЛР будут заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации, обезвреживания лицензированным предприятиям или транспортировки твердых коммунальных отходов лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесённый в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов);

3) разработать паспорта отходов, так как это процесс небыстрый

Можно ли сделать один проект ПНООЛР на весь объект, включая филиалы?

Если филиалы или подразделения предприятия  внутри одного субъекта РФ, то данное юрлицо вправе самостоятельно решить, будет ли разрабатываться один или несколько проектов ПНООЛР. Если же филиалы предприятия принадлежат к разным субъектам РФ, то для каждого субъекта должен быть свой вариант проекта отходов.

Отходы производства и потребления

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами

Обращение с отходами – деятельность, в ходе которой проводятся работы с отходами.

Лимиты на размещение отходов

Лимиты на размещение отходов – предельное количество, предельная норма отходов, допустимых к размещению на определенной территории.

Отходы производства и потребления

Утилизация отходов – уничтожение или переработка отходов для дальнейшего полезного использования в промышленности или быту.

БЛОГ ВАШ ЭКОЛОГ