• иконка По всей России
  • иконка C гарантией согласования

Комплексное экологическое
разрешение для объектов
нефтедобычи
и нефтепереработки

Заказать КЭР для НПЗ
(нефтеперерабатывающего завода)
и других предприятий по добыче
и переработке нефти

от 100 000₽ за 6-12 месяцев

иконка
Телеграм "Ваш Эколог"

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это основной документ, подтверждающий соответствие объектов I (в некоторых случаях II) категории НВОС требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды. В рамках регулирования природопользования его оформление обязательно для промышленных установок, осуществляющих добывание и переработку углеводородного сырья.

Объекты добычи нефти и нефтеперерабатывающие комплексы характеризуются высоким уровнем негативного воздействия на компоненты окружающей среды — атмосферный воздух, водные объекты и почвы. Их деятельность сопровождается:

  • выбросами загрязняющих веществ в приземный слой атмосферы;
  • сбросами сточных вод и промышленных стоков;
  • образованием отходов производства и потребления I–IV классов опасности;
  • размещением оборудования в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • эксплуатацией установок, подлежащих государственной экологической экспертизе.

Получение КЭР для таких объектов дает право:

  • вести деятельность в рамках правовых норм экологического контроля;
  • подтвердить внедрение наилучших доступных технологий (НДТ);
  • отразить данные по технологическим нормативам допустимых выбросов (НДВ) и сбросов (НДC);
  • включить расчеты по лимитам размещения отходов в проектную документацию;
  • использовать сведения инвентаризации для экологических деклараций и отчетности.

Мы работаем с КЭР

  • без ошибок
  • в соответствии с законодательством
  • максимально оперативно
  • Предоставьте нашей компании достоверные данные и – получите на руки документ в электронном формате, готовый для сдачи в Росприроднадзор.

Наша команда использует при разработке КЭР для объектов нефтедобычи и переработки углеводородов комплексный подход, который позволяет оценить эффективность системы производственного экологического контроля и оптимизировать мероприятия по снижению негативного воздействия. Мы сопровождаем весь процесс — от сбора исходной информации до получения утверждённого разрешения в Росприроднадзоре.

Если ваша организация эксплуатирует производственные объекты I категории НВОС, получение КЭР является обязательным условием для обеспечения производственной и (или) иной деятельности. Мы обеспечим корректное оформление заявки с учетом требований действующего законодательства, включая расчёт нормативов, обоснование НДТ и разработку программы ПЭК.

Наши специалисты работают с предприятиями по всей России и выполняем проекты любой сложности: от обособленных буровых площадок до крупных производственных комплексов. За каждым заказчиком закрепляется персональный проектный менеджер, который сопровождает проект, контролирует сроки и консультирует на всех этапах.

Мы гарантируем соблюдение договорных обязательств, юридическую точность и успешное внесение вашего объекта в реестр выданных КЭР.

КЭР: цена (примерная) для различных объектов

Сэкономим вам

до 1/4

от стоимости проекта

Пример объекта Цена
КЭР для НПЗ (нефтеперерабатывающего завода) от 100 000 ₽
КЭР для предприятия по добыче нефти от 120 000 ₽
КЭР для предприятия по добыче и переработке нефти от 135 000 ₽

Для тех, кто хочет разобраться во всем самостоятельно

Правовая база и нормативы получения КЭР для объектов добычи и переработки нефти

Процедура получения КЭР для объектов добычи нефти и переработки углеводородов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Основу правового регулирования составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2398 «О комплексном экологическом разрешении»;
  • Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 (в ред. от 26.09.2024, вступает в силу с 21.01.2025) — устанавливает форму и содержание заявки, а также состав проектной документации;
  • Постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 143 — определяет порядок и сроки рассмотрения заявок;
  • Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 — регламентирует ведение реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Комплексное экологическое разрешение оформляется в составе экологической документации предприятий I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду,  а также объектов, которые относятся к области применения наилучших доступных технологий (НДТ).

Объекты нефтедобычи и переработки, исходя из специфики технологических процессов и масштабов выбросов загрязняющих веществ, чаще всего отнесены к данной категории. Это значит, что их деятельность должна:

  • соответствовать принципам природоохранного законодательства;
  • быть подтверждена расчетами технологических нормативов выбросов и сбросов;
  • учитывать данные из результатов инвентаризации источников воздействия;
  • основываться на использовании наилучших доступных технологий (НДТ).

Заявки на оформление КЭР проходят предварительную проверку, в том числе на предмет соответствия требованиям государственной экологической экспертизы. Уполномоченный орган — Росприроднадзор рассматривает документы в срок не превышающий 45 рабочих дней, без учёта времени на согласование проектной документации.

Важно! Оформление КЭР становится обязательным для большинства объектов промышленности, действующих в сфере добычи нефти и переработки углеводородного сырья, в том числе на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Категории НВОС для НПЗ: I и II

В рамках законодательства Российской Федерации все производственные объекты, оказывающие воздействие на окружающую среду, подлежат классификации по категориям негативного воздействия (НВОС).

Предприятия, осуществляющие добычу нефти, разработку месторождений углеводородов и их переработку, в подавляющем большинстве случаев отнесены к I категории. Это объекты с наибольшим уровнем потенциального загрязнения, для которых обязательным является оформление комплексного экологического разрешения.

Критерии отнесения к I категории устанавливаются на основании:

  • объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты;
  • показателей образования отходов I–IV классов опасности;
  • наличия стационарных источников воздействия в санитарно-защитной зоне (СЗЗ);
  • требований к применению наилучших доступных технологий (НДТ).

Объекты II категории — менее опасны, но в отношении них действует обязательство по ведению производственного экологического контроля и отчётности. Для таких объектов КЭР не требуется, но обязательными являются:

  • декларация о плате за негативное воздействие;
  • отчеты по формам 2-ТП (воздух, отходы, водхоз);
  • соблюдение лимитов размещения и временного хранения отходов;
  • проведение производственного мониторинга.

Важно! В случае модернизации установки или увеличения объёмов добычи, предприятие может быть переведено из II категории в I. В таком случае оформление КЭР становится обязательным в течение 6 месяцев с момента внесения изменений в реестр объектов НВОС.

Содержимое заявки

Заявка на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов нефтедобычи и нефтепереработки должна соответствовать требованиям Приказа Минприроды России от 11.12.2020 № 780 (в редакции от 26.09.2024, вступает в силу 21.01.2025) и Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2398.

Документы подаются в электронной форме через ГИСП, в формате XML. Структура заявки формируется на основании инвентаризации источников выбросов, сбросов, образования отходов и с учетом внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в соответствии со справочниками ИТС № 37 (нефтедобыча) и ИТС № 38 (нефтепереработка).

Обязательные разделы заявки:

  1. Общие сведения об объекте:
    • наименование юридического лица;
    • код объекта в государственном реестре НВОС;
    • местоположение промышленной площадки (координаты, субъект РФ);
    • категория негативного воздействия;
    • сведения об органе исполнительной власти, рассматривающем заявку.
  2. Технологическая часть:
    • описание установок и технологических процессов;
    • перечень используемых НДТ с указанием источника (ИТС);
    • схема размещения источников выбросов, сбросов, отходов;
    • расчёт нормативов допустимых выбросов (НДВ), сбросов (НДС), лимитов отходов;
    • оценка воздействия на компоненты окружающей среды.
  3. Программа повышения экологической эффективности (ПЭК):
    • перечень мероприятий по снижению негативного воздействия;
    • план-график их реализации;
    • ожидаемый экологический эффект;
    • связь с переходом к НДТ.
  4. Сведения о системе мониторинга и отчётности:
    • описание системы производственного экологического контроля (ПЭКК);
    • данные по приборам контроля, их верификации и калибровке;
    • способы сбора и обработки экологической информации.
  5. Прочие документы:
    • заключения государственной экологической экспертизы (если применимо);
    • протоколы лабораторных исследований;
    • сведения об авариях за последние 7 лет;
    • копии ранее выданных разрешений.
  6. Формальные приложения:
    • электронная форма заявки (XML);
    • сопроводительное письмо;
    • доверенность представителя (если необходимо);
    • таблицы расчётов, чертежи, графические приложения.

Важно! Несоблюдение требований формы, отсутствие обоснования выбранных НДТ или неполные расчёты могут стать основанием для возврата заявки без рассмотрения. Все сведения должны подтверждаться ссылками на ИТС, нормативными методиками и результатами инструментальных измерений.

Требования НДТ для нефтяного сектора

Для предприятий, занятых добычей и переработкой нефти, обязательным условием получения КЭР является внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Эти технологии определяются профильными справочниками ИТС:

  • ИТС 37 — для объектов нефтедобычи;
  • ИТС 38 — для нефтеперерабатывающих производств.

Каждое предприятие должно обосновать применение конкретных решений, соответствующих требованиям НДТ, с учётом особенностей технологических процессов, объёмов выбросов и используемого оборудования.

Примеры НДТ для нефтедобычи:

  • системы улавливания и использования попутного нефтяного газа;
  • герметизация резервуаров и насосных станций;
  • минимизация поступления загрязняющих веществ в атмосферу от скважин и буровых установок;
  • использование систем замкнутого водооборота и очистки сточных вод.

Примеры НДТ для нефтепереработки:

  • каталитические риформинговые установки с низкими выбросами;
  • факельные системы с автоматическим розжигом и контролем выбросов;
  • использование энергосберегающих и безреагентных установок очистки;
  • автоматизация мониторинга загрязняющих веществ.

Обоснование НДТ включает:

  • ссылку на конкретные показатели из ИТС;
  • сравнение текущих выбросов с уровнями выбросов, ассоциированными с НДТ;
  • расчёт экономической и экологической эффективности внедрения технологий;
  • паспорта, схемы и описания установок, подтверждающих применение НДТ.

Важно! НДТ выбираются не произвольно, а в рамках актуальной версии справочников. Их соответствие проверяется экспертами Росприроднадзора при рассмотрении заявки на КЭР. Отсутствие обоснования НДТ — частая причина отказа в выдаче разрешения.

Срок действия, продление, отзыв КЭР для нефтеперерабатывающего завода

КЭР выдается на 7 лет. Его необходимо продлить не менее чем за 6 месяцев до окончания срока действия. Основания для продления:

  • отсутствие нарушений природоохранного законодательства;
  • сохранение производственных условий;
  • выполнение условий предыдущего КЭР.

КЭР может быть отозван Росприроднадзором в случае систематических нарушений или при отсутствии отчетности по ПЭК.

Ответственность и санкции за отсутствие/нарушения по КЭР для нефтяных предприятий

Нарушения в части КЭР влекут административную ответственность:

  • штраф для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.;
  • приостановка деятельности по решению суда;
  • предписание устранить нарушения в короткие сроки.

Нефтеперерабатывающие предприятия особенно подвержены проверкам, поскольку выбросы и сбросы у них значительны.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) может нуждаться в корректировке даже после его получения. Отсутствие обновления в необходимых случаях несет риск административных штрафов и приостановления деятельности.

Когда нужна корректировка (внесение изменений) в КЭР

Согласно статье 31.1 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и разъяснениям Росприроднадзора, изменение в разрешение требуется, если происходят следующие события:

  • Изменения технологического процесса, установка нового оборудования, использование другого сырья – приводят к изменению объёмов выбросов или сбросов, либо лимитов образования отходов;
  • Реконструкция или модернизация объекта, включая бурение новых скважин или расширение площадки – влечет пересмотр нормативов;
  • Юридические изменения — смена собственника, изменение наименования организации, реадресация;
  • Корректировка инвентаризации – уточнение границ объекта, исправление координат, изменение списка ИЗАВ;
  • Ошибки и опечатки – технические неточности в заявке, несоответствия с реестром.

Как оформляется корректировка

  • Срок доработки: после регистрации заявки на корректировку Росприроднадзор предоставляет 5 рабочих дней на устранение ошибок;
  • Срок рассмотрения: корректировка рассматривается в течение 10 рабочих дней; для случаев исправления технических ошибок — отдельно до 10 дней;
  • Новые правила: с 29 октября 2024 года корректировка заменяет прежние процедуры переоформления КЭР – процесс стал проще и быстрее;

Ответственность за отсутствие КЭР

Для объектов I категории отсутствие комплексного экологического разрешения (КЭР) признается нарушением экологического законодательства. Это автоматически влечёт штрафы и риски при проверках Росприроднадзора:

  • Штраф: от 50 000 до 250 000 руб. для юридических лиц (ст. 8.47 КоАП РФ);
  • Возможна приостановка деятельности до 90 суток или отзыв лицензии
  • Риски имиджевых потерь и серьезных репутационных рисков, включая освещение инцидентов в СМИ.

Обсудите вашу задачу со специалистом — это бесплатно

По
телефону
При личной
встрече

В нашем офисе

В соц. сетях
Наталья Кадетова

Схема работы

1

Ваша заявка

2

Сбор исходных данных (аудит)

3

Разработка документации

4

Согласование (при необходимости)

5

Получение документов

Наши сотрудники

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли оформлять КЭР для каждого месторождения отдельно?

Если объекты расположены в разных субъектах РФ и имеют отдельные коды в реестре НВОС — да, для каждого месторождения требуется отдельное КЭР.

Можно ли внести изменения в уже выданное разрешение?

Да, при изменении технологических параметров, юридического лица или источников выбросов необходимо подать заявку на корректировку КЭР через ГИСП.

Какие штрафы предусмотрены за отсутствие КЭР у объекта I категории?

Для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. Также возможно приостановление деятельности по предписанию Росприроднадзора.

Обязательно ли прикладывать ПЭК в составе заявки?

Да, программа повышения экологической эффективности является обязательной частью пакета документов и подаётся в составе заявки.

Нужно ли проводить государственную экологическую экспертизу для КЭР?

Нет, КЭР не требует проведения ГЭЭ, если объект уже прошёл экспертизу ранее или не подлежит ей согласно законодательству.

Остались вопросы?

Ответим на них онлайн или по телефону

иконка

ТЕЛЕФОН:
+7(800)302-31-28

иконка

РЕЖИМ РАБОТЫ:
Пн-Вс 9:00-18:00