Разработка и
согласование плана НМУ
от 5000 руб.

15 рабочих дней

CAPTCHA image

Это помогает нам предотвратить спам, спасибо.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности этого сайта

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Кому нужен план мероприятий при НМУ?

Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ закреплена в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ (статья 19): при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о НМУ представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов зависит от метеорологических условий, поэтому необходимо заранее спрогнозировать такие условия и своевременно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Для приема предупреждений о НМУ на объектах хозяйственной деятельности приказом руководителя назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации регистрируют ее в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ (форма журнала приведена в приложении 4 к РД 52.04.52-85) и сообщают содержание предупреждения всем подразделениям. При получении информации предприятия обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованным планом мероприятий

Где согласовывается план НМУ

План мероприятий в периоды НМУ юридические лица представляют в уполномоченный орган (например, Департамент природных ресурсов). В состав пакета документов входят:

  • Заявление
  • Пояснительная записка с характеристикой производственного процесса
  • Перечень, технология мероприятий с обоснованиями
  • Приказ о назначении ответственного лица на период НМУ
  • Инвентаризация источников выбросов
  • Разрешение на выбросы ЗВ в атмосферу (при наличии)
  • Журнал НМУ
  • Доверенность

Департамент письменно уведомляет о согласовании либо об отказе в согласовании мероприятий примерно в течение 30 рабочих дней со дня представления материалов.

Штрафы за отсутствие плана при НМУ

1000-2000 руб. – штрафы для граждан

2000-5000 руб. – для должностных лиц

20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)

В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

Регулирование выбросов в период НМУ

Регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу — их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:

  • мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
  • мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
  • осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.

Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.

Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

  • при первом режиме работы — на 15–20 %;
  • при втором — на 20–40 %;
  • при третьем — на 40–60 %.

Мероприятия по сокращению выбросов при 1 режиме НМУ

Включают простые организационно-технические мероприятия, не отражающиеся на приостановке производства:

  • усиление контроля за соблюдением техрегламента производства
  • запрет работы на оборудовании в форсированном режиме
  • разделить во времени работу узлов, не связанных непрерывном технологическим процессом, при работе которых выбросы ЗВ достигают максимальных значений
  • контроль за контрольно-измерительными приборами и АСУ ТП
  • запрет на прочистку, ремонт оборудования, газоходов, в которых хранились загрязняющие вещества
  • контроль за герметичностью газоходов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения
  • контроль за состоянием всех газоочистных установок
  • бесперебойная работа всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов без снижения производительности или отключения на профосмотры, ремонты и т.п.
  • обеспечить эффективное орошение пылегазоулавливателей
  • проверить концентрации поглотительных растворов газоочистных установок на предмет соответствие регламенту производства
  • ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
  • использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
  • интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
  • прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Мероприятия по сокращению выбросов при 2 режиме НМУ

Подразумевают сокращение вредных концентраций веществ не более 20-40%. Включают как вышеописанные мероприятия при режиме 1 НМУ, так и меры по незначительному снижению производительности:

  • снижение производительности мощностей со значительным выделением ЗВ в атмосферу
  • остановка оборудования, если в период неблагоприятных метеорологических условий были запланированы ремонтно-предупредительные работы на оборудовании
  • использование более качественного сырья в периоды неблагоприятных метеорологических условий, если это позволяет снизить интенсивность производства без значительного отставания в производстве
  • перевод котельных и ТЭЦ, по возможности, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, что обеспечивает снижение ВВ в атмосферу
  • ограниченное использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов путем использования заранее разработанных схем маршрутов
  • остановка обкатки двигателей на испытательных стендах
  • принятие мер по предотвращению испарения топлива
  • запрет на сжигание отходов и мусора, осуществляемое без пылегазоулавливающих установок
  • остановка работы холодильных установок, влекущих утечку загрязняющих веществ

Мероприятия по сокращению выбросов при 3 режиме НМУ

Должны обеспечивать концентрацию ЗВ в приземном слое атмосферы не более 40-60%, что в особо опасных случаях может означать приостановку производства.

  • Приостановка/остановка производства со значительными выделениями ЗВ
  • Отключение отдельного оборудования со значительным выбросом ЗВ
  • остановка оборудование в случае выхода из строя газоочистных установок
  • запрет на погрузку/отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения
  • использование более эффективного производственного оборудования
  • остановка пусковые работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами ЗВ
  • запрет использования автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями
  • приостановка производств без систем газоочистки
  • поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических узлов

Требования к пояснительной записке НМУ

Мероприятия по временному сокращению выбросов оформляют в виде табл. П.1.1, П.2.1 из приложений 1, 2 к РД 52.04.52-85 (формы таблиц и порядок их заполнения приведены в данных приложениях) и пояснительной записки.

В пояснительную записку должны быть включены следующие основные положения:

  • сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;
  • необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;
  • возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;
  • перечень применяемой измерительной аппаратуры, контролирующей технологический процесс и режим работы пылегазоочистной аппаратуры;
  • карта-схема промплощадки с указанием точек контроля (отбора проб в период НМУ), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м3, г/м3) на контролируемом источнике выброса;
  • план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ;
  • перечень приборов, оборудования и методических документов, принимаемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;
  • оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации), которую определяют по формулам раздела 6 РД 52.04.52-85. Результаты расчетов заносят в табл. П.1.1.

В пояснительной записке должно быть указано:

  • какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
  • по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
  • какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
  • какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
  • каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.