Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха» снижение загрязнения атмосферного воздуха в период НМУ является частью воздухоохранной деятельности предприятия.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.
Кому нужен план мероприятий при НМУ?
Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ закреплена в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ (статья 19):
при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с Приказом №811 от 28.11.2019 г.:
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
1 категория НВОС | 2 категория | 3 категория | 4 категория | |
---|---|---|---|---|
Мероприятия в периоды НМУ | + | + | + | - |
Где согласовывается план НМУ
План мероприятий в периоды НМУ юридические лица представляют в уполномоченный орган (например, Департамент природных ресурсов).
Комплектность подаваемого пакета документов также устанавливается региональным административным регламентом, чаще всего с планом мероприятий подают:
Регулирование выбросов в период НМУ
Регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу – их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.
При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:
- мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
- мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
- осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.
Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.
Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.
Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:
Включаются организационно-технические мероприятия, не отражающиеся на приостановке производства, например:
- усиление контроля за соблюдением техрегламента производства
- запрет работы на оборудовании в форсированном режиме
- разделить во времени работу узлов, не связанных непрерывном технологическим процессом, при работе которых выбросы ЗВ достигают максимальных значений
- контроль за контрольно-измерительными приборами и АСУ ТП
- запрет на прочистку, ремонт оборудования, газоходов, в которых хранились загрязняющие вещества
- контроль за герметичностью газоходов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения
- контроль за состоянием всех газоочистных установок
- бесперебойная работа всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов без снижения производительности или отключения на профосмотры, ремонты и т.п.
- обеспечить эффективное орошение пылегазоулавливателей
- проверить концентрации поглотительных растворов газоочистных установок на предмет соответствие регламенту производства
- ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
- использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
- интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
- прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.
Подразумевают сокращение вредных концентраций веществ не более 20-40%. Включают как вышеописанные мероприятия при режиме 1 НМУ, так и меры по незначительному снижению производительности:
- снижение производительности мощностей со значительным выделением ЗВ в атмосферу
- остановка оборудования, если в период неблагоприятных метеорологических условий были запланированы ремонтно-предупредительные работы на оборудовании
- использование более качественного сырья в периоды неблагоприятных метеорологических условий, если это позволяет снизить интенсивность производства без значительного отставания в производстве
- перевод котельных и ТЭЦ, по возможности, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, что обеспечивает снижение ВВ в атмосферу
- ограниченное использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов путем использования заранее разработанных схем маршрутов
- остановка обкатки двигателей на испытательных стендах
- принятие мер по предотвращению испарения топлива
- запрет на сжигание отходов и мусора, осуществляемое без пылегазоулавливающих установок
- остановка работы холодильных установок, влекущих утечку загрязняющих веществ
Должны обеспечивать концентрацию ЗВ в приземном слое атмосферы не более 40-60%, что в особо опасных случаях может означать приостановку производства.
- Приостановка/остановка производства со значительными выделениями ЗВ
- Отключение отдельного оборудования со значительным выбросом ЗВ
- остановка оборудование в случае выхода из строя газоочистных установок
- запрет на погрузку/отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения
- использование более эффективного производственного оборудования
- остановка пусковые работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами ЗВ
- запрет использования автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями
- приостановка производств без систем газоочистки
- поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических узлов
Стоимость разработки плана НМУ
№ | Разработка и согласование | Цена, руб. | Срок разработки, дней |
---|---|---|---|
1 | НМУ для АЗС | 10 000,00 | 7 |
2 | НМУ для котельной | 5 000,00 | 5 |
3 | НМУ для кондитерской фабрики | 15 000,00 | 10 |
4 | НМУ для СПК | 10 000,00 | 7 |
5 | НМУ для завода (до 20 ИЗА) | 25 000,00 | 10 |
6 | НМУ для торгового центра | 15 000,00 | 7 |
Требования к пояснительной записке НМУ
План мероприятий по сокращению выбросов в периоды наступления НМУ оформляется в строгом соответствии с административным регламентом региона.
В пояснительную записку в соответствии Приказом №811 стандартно должны быть включены:
- Полное и сокращенное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица, код и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
- Краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух
- Перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий с обоснованием включения в него загрязняющих веществ.
- Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов
- Характеристика мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ
- Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий
- Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ.
В пояснительной записке должно быть указано:
- какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
- по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
- какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
- какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
- каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.
Штрафы за отсутствие плана при НМУ
- 1 000 – 2 000 руб. – штрафы для граждан
- 2 000 – 5 000 руб. – для должностных лиц
- 20 000 – 100 000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)
В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.
Наши преимущества:
Скачать полезные документы:
Да, если это не объект IV категории.
Нет. Для разработки проектов НМУ необходимы расчеты по программам УПРЗА-эколог в контрольных точках на жилых, охранных зонах, а так же на их территории. Точки на территории нормируемых зон не берутся для проекта ПДВ, поэтому необходимы новые расчеты.
Да, возможно.
Возможно, если по регламенту вашего региона при подаче проекта НМУ на согласование не требуется проект НДВ.
Мероприятия разрабатываются так же с перспективой развития.
План НМУ разрабатывается для всех загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу от ОНВ, нормируемых и не нормируемых.
Контрольные точки берутся на границе и территории нормируемых зон, а также за границей ОНВ. Обычно берутся точки на ближайшей к промышленной площадке границе.
Если в радиусе 1 км нет нормируемых территорий необходимо учитывать точки на границе СЗЗ и за границей ОНВ.