Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это обязательная процедура, направленная на оценку фактических условий труда на рабочих местах, определения их (фактических условий) «вредности» или «невредности» для работников с целью принятия решения для назначения или не назначения гарантий и компенсаций, полагающихся в соответствии с ТК РФ работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, а также для решения иных вопросов в сфере охраны труда.

Проектно-экологическая компания «Техоборонэксперт» предлагает:

  • Расчет стоимости с учетом аналогичных мест

  • Выезд экспертов на идентификацию и замеры

  • Составление отчета

Подготовка декларации соответствия в ГИТ

CAPTCHA image

Это помогает нам предотвратить спам, спасибо.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности этого сайта
Штрафы и тарифы ПФР

Если нет специальной оценки условий труда:

Штрафы

За отсутствие или не проведение специальной оценки условий труда статьей 5.27.1 КоАП предусмотрены штрафы: от 60 000 до 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 на должностных лиц.

Тарифы ПФР

Тарифы в пенсионный фонд устанавливаются на основании результатов проведенной специальной оценки условий труда, так как в зависимости от класса условий труда присваивается страховой тариф, и если при оптимальных и допустимых условиях он будет равен 0%, то при классе 4 это будет уже 8%.

Этапы работы с нами

how_03

ВАША ЗAЯВКА СЕЙЧАС

how_05

СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ (АУДИТ)

how_07

РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ

ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Справочник СОУТ

Специальная оценка условий труда является комплексом последовательно осуществляемых мероприятий, ориентированных на выявление опасных либо вредоносных производственных факторов, а также оценку уровня воздействия данных факторов на работников и трудящихся хозяйствующих субъектов (далее — организаций). Только исходя из результатов специальной оценки могут быть установлены классы и подклассы трудовых условий на рабочих местах

Специальная оценка условий труда в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. Отсчет каждого срока должен начинаться со дня, в который был утвержден отчет о проведении предыдущей оценки.

Спецоценку не производят в отношении надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями

С момента, датированного 1 января 2014 г., было принято решение аттестацию рабочих мест по условиям труда заменить на специальную оценку условий труда. Иными словами, с данного момента была отменена процедура аттестации, поскольку, в связи с трудовым законодательством, теперь оценка трудовых условий может производиться лишь в форме специальной оценки условий труда. Но следует иметь в виду, что все результаты аттестаций, произведенных до января 2014 г., также следует считать действительными

Спецоценка призвана призвана выявлять и устранять потенциально опасные и вредоносные факторы, могущие причинить вред жизни и здоровью трудящихся на рабочих местах. Раннее существовали списки опасных и вредоносных производств, но, как показала практика, в нынешних условиях данный подход утратил свою эффективность, поскольку на сегодняшний день количество техногенных и прочих воздействий на человека в ходе осуществления им трудового процесса многократно увеличилось. А потому лишь фактическая оценка ситуации способна повлиять на улучшение трудовых условий и произвести коррекцию компенсационных выплат трудящимся и отчислений в их ПФ, исходя из реалий трудовых условий.

В ходе спецоценки должны быть произведены:

  • Оценка факторов производственной среды, а также имеющих место в данной организации трудовых процессов
  • Оценку обеспеченности трудящихся специальными средствами индивидуальной защиты

Проведению спецоценки подлежат все без исключения рабочие места в хозяйствующем субъекте, кроме рабочих мест надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями, (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями

Порядок проведения СОУТ регулируется Законом, датированным 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданских лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, может регулироваться федеральным либо региональным законодательством и прочими нормативно-правовыми актами, как прописано в п. 4 ст. 3 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ

Следует иметь в виду, что оценка условий труда должна быть произведена на рабочих местах даже в том случае, если сотрудники постоянно трудятся не на территории организации, а на территории заказчика, поскольку данная категория сотрудников в закрытый перечень трудящихся, в отношении коих спецоценку производить не требуется, не входит. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ, специальную оценку условий труда должны проводить у себя все работодатели без каких-либо исключений. В противном случае, отказ от проведения спецоценки может быть приравнен к нарушению трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности

Специальная оценка условий труда в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона, отсчет каждого срока должен начинаться со дня, в который был утвержден отчет о проведении предыдущей оценки. Причем факт выявления или невыявления опасных и вредоносных факторов в ходе предыдущей проверки на проведение последующих проверок совершенно не влияет. Другими словами, даже если опасные и вредоносные факторы в ходе предыдущей проверки не выявлены, через следующие 5 календарных лет специальная оценка все равно должна быть проведена вновь

Примечательно, что еще не так давно исходя из п. 8 порядка проведения аттестации (пп. «б»), утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ 26 апреля 2011 г. за № 342н, рабочие места могли быть освобождены от аттестации, если на основании предыдущей аттестации те были признаны безопасными

Также стоит учесть, что могут возникать случаи, при которых специальную оценку необходимо будет провести раньше означенного срока (вне плана). Внеплановое проведение специальной оценки, на основании ч. 1 ст. 17 Закона может быть затребовано ввиду:

  • Создания и введения в эксплуатацию новых рабочих мест
  • Получения работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки
  • Изменений, вносимых в технологические и производственные процессы, замены производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты
  • Случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на трудящихся опасных или вредоносных факторов, связанных с производством
  • Поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки

Оплачивает и организовывает данную оценку, как и аттестацию до 2014 г., работодатель, о чем прописано все в той же ч. 1 ст. 8 Закона. Проводится же оценка непосредственно работодателем вкупе с работниками специализированной организации, с которой в соответствии с ч. 2 ст. 8 закона, был заключен гражданско-правовой договор на проведение специальной оценки условий труда в Москве или в любом другом городе и регионе страны

Выбирая такую организацию, работодатель должен руководствоваться требованиями, предъявляемыми Законом (ст. 19 и ст. 20) к организациям, осуществляющим деятельность в данной сфере

Требования, предъявляемые Законом к организациям, занимающимся проведением специальной оценки, заключаются в том, что:

  • Они должны являться лицами, независимыми по отношению к работодателям, нанимающим их для оценки
  • В уставной документации данных организаций проведение спецоценки должно значиться как основной род деятельности
  • Они должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ, датированным 1 апреля 2010 г. за № 205н, причем весь перечень организаций, прошедших данную аккредитацию и допущенных к проведению специальной оценки, опубликован непосредственно на сайте Минтруда РФ
  • В их составе должно иметься как минимум 5 специалистов, осуществляющих свою деятельность на основании трудового договора, и сертифицированных на выполнение работ по спецоценке, и в том числе 1 (или более) специалист с высшим образованием в одной из специальностей
  • Также в них должны входить специалисты с медицинским образованием, а именно: врачи по общей гигиене, врачи по гигиене труда, врачи-специалисты в областях санитарно-гигиенических лабораторных исследований
  • Должен иметься специальный испытательный лабораторный центр, аккредитованный российским национальным аккредитационным органом в порядке, обусловленном законодательством, причем область аккредитации данного лабораторного центра должна распространяться на проведение испытаний и исследований, а также измерение опасных и вредоносных факторов, имеющих место в производственной среде, либо возникающих в ходе осуществления трудовых процессов
  • Порядок допуска вышеуказанных организаций к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки, регистрации с последующим занесением их в реестр организаций, занимающихся специальной оценкой условий труда, приостановления либо полного прекращения их деятельности по осуществлению специальной оценки установлен Правительством РФ, а именно, в ст.19 и ст. 22 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ

Как гласит общее правило, специальную оценку необходимо проводить по отношению к условиям труда и рабочим местам всех трудящихся без исключения. Хотя тут имеются и исключения. В связи с ч. 3 ст. 3 Закона специальная оценка не производится по отношению к:

  • Надомникам
  • Дистанционным работникам
  • Сотрудникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями (физическими лицами), индивидуальными предпринимателями не являющимися

Следует напомнить, что раннее аттестация проводилась в отношении тех рабочих мест, что были указаны в пункте 4 утвержденного приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. за № 342н, регламентирующего порядок проведения аттестации. В частности, аттестации подлежали рабочие места работников:

  • Работающих с аппаратами, механизмами, установками, машинами, устройствами, транспортными средствами и прочим оборудованием
  • Осуществляющих их ремонт, наладку, испытание, эксплуатацию и прочее техническое обслуживание
  • Использующих в ходе своей рабочей деятельности механизированные, электрифицированные и прочие ручные инструменты
  • Работающих с источниками опасностей, могущих оказывать опасное для организма самого работника и окружающих воздействие
  • Осуществляющих хранение, транспортировку, а также непосредственное применение материалов и сырья

Как видно из перечня, аттестация рабочих мест офисных служащих раннее не производилась

С января 2014 г. специальная оценка условий труда должна осуществляться и в отношении тех рабочих мест и работодателей, которые до этого от аттестации были освобождены

Как прописано в ст. 17 Закона, датированного 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих обстоятельствах:

  • При создании и введении в эксплуатацию новых рабочих мест
  • При получении работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки ввиду нарушений, выявленных трудовыми инспекторами в ходе одной из плановых проверок
  • В связи с изменениями, привнесенными в технологические и производственные процессы, заменой (частичной и полной) производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Из-за изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты, способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Ввиду случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на трудящихся опасных или вредоносных факторов, связанных с производством
  • Вследствие поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки
  • Внеплановая спецоценка проводится на вышеозначенных местах в течение 12-месячного срока со дня наступления вышеозначенных случаев. Стоит обратить внимание, что из-за изменения наименований рабочих мест, реорганизации хозяйствующего субъекта, либо изменения Ф. И. О. предпринимателя специальную оценку условий труда проводить не требуется

По степени опасности и вредоносности все условия труда подразделяются по четырем классам:

1 класс. В него входят трудовые места с оптимальными условиями, при коих на трудящихся не оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами за их полным отсутствием, либо в случаях, когда уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, оговоренного в нормативах условий труда и принятых как безопасные для человека, и попутно на рабочих местах созданы все предпосылки, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности трудящихся

2 класс. В него входят трудовые места с допустимыми условиями, при коих на трудящихся оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами, но уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, оговоренного в нормативах условий труда, а изменения функционального состояния трудящихся может быть восстановлено за время регламентированного отдыха, либо к началу следующей рабочей смены (трудового дня)

3 класс. В него вошли трудовые места со вредоносными условиями, при коих на трудящихся оказывается воздействие опасными и вредоносными для здоровья производственными факторами, уровни воздействия которых превышают допустимые уровни, оговоренные в нормативах условий труда

4 класс. К данному классу относятся трудовые места с опасными условиями труда, при которых на трудящихся оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами, уровни воздействия которых на протяжении полной либо частичной рабочей смены (трудового дня) могут угрожать жизни трудящегося, а последствия воздействия агрессивной среды на рабочем месте могут вылиться в развитие у трудящихся острых профзаболеваний, приобретенных в ходе осуществления трудовой деятельности

3 класс, в свою очередь, подразделяется на 4 подкласса:

3.1 — подкласс вредоносных условий труда 1-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные производственные факторы, по завершении воздействия которых функциональное состояние трудящихся, измененное под воздействием упомянутых факторов, может быть восстановлено за больший срок, чем отводится до следующей смены, т. е. организму трудящегося требуется больше времени без воздействия упомянутых факторов, чтобы полностью восстановиться и не иметь риска повредить здоровье

3.2 — подкласс вредоносных условий труда 2-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызывать стойкие функциональные нарушения в организмах трудящихся, могущие привести к развитию начальных стадий тех или иных форм профзаболеваний либо профзаболеваний в легкой форме (без потери проф. трудоспособности), как правило, возникающих по истечению 15-летнего срока работы в упомянутых условиях

3.3 — подкласс вредоносных условий труда 3-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать стойкие функциональные нарушения в организмах трудящихся, могущие привести к развитию у трудящихся легкой либо средней тяжести профзаболеваний (с потерей проф. трудоспособности), возникших за время выполнения трудовой деятельности в данных условиях

3.4 — подкласс вредоносных условий труда 4-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать у трудящихся развитие профзаболеваний в тяжелой форме, сопровождающихся потерей общей трудоспособности, и приобретенных за время осуществления трудовой деятельности в данных условиях

Хозяйствующим субъектам с оптимально допустимыми трудовыми условиями предоставляется право проводить специальную оценку лишь раз в 5 лет. Данного рода поправки были внесены в ст. 11 ФЗ за № 426-ФЗ, вступившую в силу с 1 мая 2016г. Регламент предусматривает, что для этого каждая организация по итогам проведения спецоценки должна сдать в трудинспекцию соответствующую декларацию соответствия. Ранее в декларации включались лишь те места, которые вредоносных факторов не имеют. На данный момент предусматривается включение организациями в декларации мест с оптимальными либо допустимыми условиями труда. Распространяется действие закона на все отношения с 1 числа января 2014 г. Организации вправе уточнять ранее сданные декларации. Для этого необходимо заполнить новый бланк, учитывая при этом все изменения, а в шапке упомянуть, что данный документ является именно уточняющим предыдущую отчетность. Таким образом можно повторно не оценивать уже задекларированные места. Организация может не проводить специальную оценку условий труда в течение последующих 5 лет со дня подачи нового отчета. Но льгота действительна лишь в том случае, если в течение означенного срока не произойдут серьезные несчастные случаи, либо не будут иметь место случаи профзаболеваний. В таких случаях возникнет необходимость проведения внеочередной специальной оценки условий труда. В целом же на проведение специальной оценки цена устанавливается исходя из физических данных действующего субъекта, а именно: численности рабочих мест, финансового состояния, местонахождения и прочих критериев

Исчерпывающий ответ дан п. 3 ст. 11 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., посредством которого в КоАП РФ были внесены соответствующие поправки. С этого момента ч. 2 обновленной ст. 5.27.1 КоАП РФ в случаях, если работодателями были нарушены порядки проведения СОУТ (включая и отказ от ее проведения) предусматриваются, в лучшем случае, предупреждения, а в худшем — штрафы:

  • В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц
  • В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для лиц, являющихся работодателями, осуществляющими свою деятельность без образования юр. лица
  • В размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.)

Следует принять во внимание, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., данные меры вступили в силу лишь с 1 января 2015 г. Не проведение организациями специальной оценки является прямым нарушением ТЗ РФ. Административная ответственность за нарушения законодательства об охране труда в 2017 г. устанавливается ст. 5.27 КоАП РФ. Исходя из данной статьи работодатели, в том числе за отказ от проведения специальной оценки, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафов:

  • В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для должностных лиц организаций либо дисквалификация на срок до 3 лет (если нарушение будет зафиксировано повторно)
  • В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для индивидуальных предпринимателей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • В размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

В КоАП РФ с1 января 2015 г. была добавлена ст. 5.27.1, в которой были прямо прописаны меры ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. В частности, в ней оговорены следующие меры административной ответственности в виде:

  • Для должностных лиц организаций — первичного предупреждения, затем — штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалификации на срок до 3 лет
  • Для индивидуальных предпринимателей — первичного предупреждения, затем штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) — первичного предупреждения, затем штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

Исходя из вышеизложенного, намного проще будет провести специальную оценку у себя в организации, чем испытывать такие проблемы, к тому же рано или поздно, как ни откладывай, а проводить данную оценку придется, если, конечно, работодатель и дальше собирается осуществлять свою экономическую, производственную, финансовую и прочую деятельность. В частности, в Московской области функционирует множество специализированных организаций, где возможно проведение специальной оценки, по сути, и сама по себе может похвастать наличием множества организаций, осуществляющих данный род деятельности

Постановлением ВС РФ, датированным 9 августа 2016 г., за № 57-АД16-5 были отменены решения общеюрисдикционных судов о правомерности наложения и последующего взыскания штрафов в размере 60 тыс. руб. на организацию, не прошедшую комплекс мер по проведению специальной оценки условий труда. Нормативы положений позволяют проводить специальную оценку условий труда в Москве, как и в любом другом регионе страны, поэтапно, с полным завершением к 31 декабря 2018 г. Но и здесь имеются свои исключения, поскольку, данный порядок не распространяется:

  • На рабочие места с опасными либо вредоносными факторами
  • На специальности, дающие право досрочного выхода на пенсию

Также законом предусматривается и проведение внеплановой специальной оценки условий труда. В конкретных случаях инспекторы, при наложении штрафа, не исследовали имеются ли в штате организации рабочие места с упомянутыми характеристиками. Также контролерами не была произведена проверка на предмет наличия оснований на проведение внеплановой специальной оценки. Именно эти критерии и послужили основанием к отмене наложенных штрафных санкций

  • Разногласия, могущие возникнуть в процессе проведения специальной оценки условий труда, несогласие работодателей или работника с результатами проведенной оценки на том или ином конкретном рабочем месте, жалобы работодателей на действия либо бездействия специалистов организации, проводящей специальную оценку, должны рассматриваться и решаться федеральным государственным органом исполнительной власти, в полномочия которого входят обязанности проведения госнадзора на федеральном уровне за соблюдением норм и нормативных актов ТЗ РФ региональными властными органами, решения которых, в частности, могут быть оспорены в суде в установленном порядке
  • Работодателями и работниками, а также выборными органами первичных профсоюзных организаций, равно как и иными представительными органами трудящихся могут быть обжалованы результаты проведения специальной оценки в суде в установленном порядке

Общее правило гласит, что специальная оценка условий труда должна проводиться не реже, чем раз в 5-летний срок. В случае уже имеющейся аттестации спецоценка может быть проведена по прошествии 5-летнего срока со дня последней аттестации. Но в некоторых исключительных случаях, спецоценка может быть проведена и внепланово, то есть раньше означенного срока. Чаще всего назначается внеплановая специальная оценка в следствие введения в эксплуатацию дополнительных рабочих мест, в отношении которых спецоценка еще не проводилась.

Вторым по счету и значимости критерием проведения внеплановой оценки являются изменения, вводимые или производимые на рабочих местах, способные вызвать изменения уровня опасности окружающих трудящегося факторов. Это могут быть замена оборудования, изменение в самих технологических процессах, а также смена сырья или материалов, использующихся в ходе трудовых процессов и прочие типы нововведений. Нередко внеплановые СОУТ назначаются после несчастных случаев, случившихся на производстве или при возникновении у трудящихся профессиональных заболеваний.

Также поводом к внештатной специальной оценке условий труда может стать предписание, полученное от инспектора по труду, либо мотивированный запрос на проведение спецоценки со стороны профсоюзных выборных органов

Как гласит закон, это необязательно. Если до начала 2014 года в организации была проведена аттестация, специальную оценку условий труда, в общем порядке, можно провести до окончания 5-летнего срока с момента проведения упомянутой аттестации. Ее результаты на данном промежутке времени могут играть роль результатов спецоценки.

Выходит, если аттестация на предприятии проводилась в, скажем, 10 мая 2012 г., то специальную оценку на данном предприятии необходимо будет провести в срок до 9 мая 2017 г. включительно. Но бывают и исключения, когда на предприятии в связи с некоторыми обстоятельствами, прописанными в п. 1 ст. 17 Федерального Закона за № 426-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., может возникнуть надобность в проведении внеплановой спецоценки.

Также руководитель предприятия и по собственной инициативе волен проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Как правило это делается, чтобы иметь возможность пересмотреть гарантии, применяемые по отношению к трудящимся, задействованным на вредных производствах, и в дальнейшем предоставить их исходя из вновь полученных данных, что, в частности, оговорено в п. 4 ст. 27 вышеупомянутого закона

В соответствии с законом — нужно. В закрытом перечне категорий работников, в отношении которых не требуется проводить спецоценку, такая категория трудящихся не значится, а, следовательно, проведение спецоценки в данном случае — обязательно. Проводится она работодателем в связи с п. 2 ст. 8 Закона за № 426-ФЗ. Непроведение спецоценки в отношении данных рабочих мест является нарушением ТК РФ, и в частности ст. 22 и ст. 212, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности. А потому необходимо осуществлять за данными рабочими местами хотя бы косвенный контроль. С этой целью в договорах с заказчиками (работодателями) должно предусматриваться право работодателей на доступ к упомянутым рабочим местам, на которых будут заняты трудящиеся. О том, как верно будет осуществить спецоценку на рабочих местах такого сорта подскажут эксперты специализированных организаций, призванных проводить процедуры специальной оценки условий труда

К примеру, аттестация была проведена в мае 2013 г. По ее итогам 10 рабочих мест были квалифицированы как маловредные, относящиеся к 3-му классу 1-й степени, и еще 3 — как опасные. Какие тарифы тут необходимо применять, чтобы производить отчисления в ПФР? Все просто. За трудовые условия 1 степени вредности отчисляется 2%. За опасные (4-й класс) — 8%. Следует иметь в виду, что доп. взносами за вредность могут облагаться лишь выплаты трудящимся, занятым на рабочих местах с вредными (опасными) условиями, имеющим право на досрочную пенсию. Списки данных должностей были утверждены Постановлением № 10. Для определения размеров дополнительной тарификации страх. взносов в ПФР следует учитывать подкласс условий труда, который был присвоен рабочему месту по результатам специальной оценки или аттестации, либо, если оценка не была произведена, разновидность работ, на которых трудящийся занят. Организации, на которых по результатам аттестации на трудовых местах были установлены вредные или опасные условия труда, имеют возможность в ходе отчисления взносов в ПФР применять новые доп. тарифы, как упомянуто в ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ. В данном случае, для «вредного» подкласса 3.1 это 2%, а для «опасного» класса 4 — 8%. Всю информацию можно почерпнуть из ставок доп. страховых взносов

Если в ходе аттестации выявлено, что в организации условия труда оптимальные, но трудовые места в офисах проверку не проходили, требуется ли начислять доп. страх. взносы в 2014 г. на выплаты трудящимся, занятым за компьютерами? Тут стоит помнить, что результаты аттестации разрешены к применению для расчета доп. взносов в ПФР на протяжении 5-летнего срока с момента ее проведения. Но не далее, чем до конца 2018 г., о чем оговорено в ч. 4 ст. 27 Закона за № 426-ФЗ. Нет. В данном случае доп. взносы не начисляются. Они должны начисляться только в отношении тех трудящихся, которые заняты на тяжелых либо вредных работах, и имеющих право на досрочный уход на пенсию. А поскольку офисные рабочие места к опасным не относятся, то и доп. взносы по ним не начисляются. Но стоит помнить, что в соответствии с нынешним законодательством, а в частности с п. 3 ст. 3 упомянутого Закона, теперь все рабочие места должны пройти специальную оценку условий труда, и офисные, где трудящиеся заняты за вычислительными машинами и прочей оргтехникой, не исключение. Провести спецоценку данных рабочих мест в обязательном порядке необходимо будет в срок до конца 2018 г. Данную оценку можно провести по упрощенной процедуре, просто проведя идентификацию данных рабочих мест на предмет опасных либо вредоносных факторов, как прописано в ч. 6 ст. 27 Закона за № 426-ФЗ

По итогам аттестации 2013 года по всем абсолютно рабочим местам организации был установлен 2 класс трудовых условий, т. е. «допустимые». И, несмотря на это, нам уже советуют провести СОУТ. Как может повлиять ее проведение на тарифы доп. взносов в ПФР? Конечно повлияет. До проведения СОУТ доп. взносы начисляются по тарифу, закрепленному в ч.1 и ч. 2 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ (на основании письма ПФР, датированного 12 февраля 2015 г. за № НП-30-26/1707). По отношению к должностям, значащимся в 1 Списке это 6%, для попавших во 2 Список это 4%. На основании проведенной спецоценки могут быть присвоены оптимальные 1 или 2 классы условий труда, вследствие чего платить взносы по доп. тарифом и вовсе будет не нужно. Начиная с 1 января 2014 года размеры доп. тарифов в ПФР напрямую стали зависеть от результатов спецоценки, что видно из ознакомления с ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ. Действует следующая схема: чем хуже трудовые условия, тем выше взносы, и наоборот. Экспертами подсчитано, что самая низкая стоимость специальной оценки условий труда на данный момент — 1 тыс. руб. за одно место. Исходя из этого уже можно прикинуть, что вам будет выгоднее. Плюс ко всему, 2018 г. уже не за горами, и стоит принять во внимание тот факт, что при любых раскладах до его окончания так или иначе спецоценку проводить все равно придется

Трудящимся совмещается одновременно два типа работ, которые подпадают под разные значения доп. тарифов взносов в ПФР. Причем аттестация и спецоценка труда данного трудящегося не проводились. Какой тариф следует применять в данном случае? Шестипроцентный. Да, в практике часто можно встретить подобного рода случаи, когда трудящийся занят на работе, которую можно классифицировать одновременно по двум классам (подклассам) каждый из которых имеет свою ставку доп. тарифа. К примеру, в соответствии с одним и тем же договором нефтяник может осуществлять работу в условиях Крайнего Севера. Здесь стоит иметь в виду, что если трудящийся на протяжении месяца находился в учебном отпуске, то выплаты, начисленные на него в этот месяц, не облагаются доп. взносами, о чем указано в п. 1 письма ПФР за № НП-30-26/20622, датированного 30 декабря 2013 г. На сегодняшний день взносы в ПФР должны исчисляться со всех сумм выплат именно по наибольшему тарифу. Так, на 2014 г. были установлены такие доп. тарифы. Зарплата тех трудящихся, чьи должности фигурируют в 1 Списке, утвержденном Постановлением за № 10, должна облагаться доп. взносом по ставке 6%. С выплат трудящимся, фигурирующим во 2 Списке хозяйствующие субъекты должны платить доп. взносы по ставке 4%. Получается, что в данном конкретном случае за такого трудящегося придется платить по наибольшему 6%-ному тарифу, о чем сказано в п. 14 упомянутого письма

На предприятии работает пенсионер, которому уже выплачивается досрочная пенсия за выработанный «вредный» стаж. И по ныне он осуществляет свою деятельность во вредных условиях. В данном случае выплачиваются ли доп. взносы с его заработной платы? Да, выплачиваются. Доп. взносы должны выплачиваться за любых трудящихся, осуществляющих свою деятельность на рабочих местах со вредными либо тяжелыми условиями, имеющими право на досрочный уход на пенсию. Списки таковых должностей утверждены Постановлением за № 10. К примеру, в данном списке фигурируют электромонтеры, аккумуляторщики, литейщики пластмасс, газосварщики и пр. Если, к примеру, пенсионер является газосварщиком, то, несмотря на то, что он уже получает пенсию, в ПФР и дальше, как и для остальных, необходимо перечислять доп. взносы. Исключений для данного типа трудящихся законом не предусмотрены (п. 7 письма ПФР за № НП-30-26/20622, датированного 30 декабря 2013 г.)

По итогам аттестации было принято решение присвоить рабочему месту начальника отдела кадров вредность подкласса 3.1. В списках профессий, в отношении которых возможно досрочное назначение пенсии, должность специалиста кадровой службы не значится. Необходимо ли с его зарплаты начислять доп. взносы в ПФР? Нет, в отношении таких сотрудников доп. отчисления в ПФР не производятся. Они производятся только в отношении трудящихся, у которых в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ, имеется право на досрочную пенсию. За прочих трудящихся доп. взносы не платятся вне зависимости от результатов спецоценки трудовых условий. Кстати, в ряде случаев руководитель организации обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда в течении ближайшего полугодичного срока. К примеру, в связи с образованием и запуском в эксплуатацию новых рабочих мест, внесенными изменениями в технологический процесс, в связи с предписанием госинспектора по труду, выявленными нарушениями и пр. (ст. 17 Закона за № 426-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 ст. 92, ст. 117, ч. 1 ст. 146 и ст. 147 ТК РФ законом установлен ряд гарантий и компенсаций трудящимся, осуществляющим свою деятельность во вредных условиях. Но ныне гарантии и компенсации, исходя из принятого Закона за № 421-ФЗ, стали подразделяться исходя из подклассов. Это и сокращение продолжительности рабочего времени до 36 часов в неделю, если рабочие места относятся к подклассам 3.3, 3.4 либо классу 4; и повышение заработной платы на сумму не менее 4% от оклада, исчисляемую, исходя из тех или иных разновидностей работ с условиями труда, отнесенными к классу нормальных, применяемую в отношении рабочих мест, отнесенных к подклассам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также к классу 4. Упомянутые здесь гарантии и компенсации положены трудящимся, занятым на рабочих местах с опасными либо вредоносными условиями вне зависимости от того, входят ли их должности в списки, которые утверждает Постановление за № 10, или нет. Здесь, по определению КС РФ, датированному 7 февраля 2013 г., за № 135-0, все зависит от того, чтобы воздействие опасных либо вредоносных факторов было подтверждено в результате проведенных аттестации или специальной оценки условий труда

Имеет ли право комиссия признать аналогичными трудовые места со схожими характеристиками, параметрами среды и характером проводимых работ, если они относятся к разным подразделениям? На данный вопрос можно ответить, лишь получив больше конкретных данных. Чтобы рабочие места были признаны аналогичными, они должны обладать идентичными параметрами и характеристиками, которые оговорены в ст. 9 Закона за № 426-ФЗ. В случае, если это имеет место, рабочие места, хоть и находящиеся в разных подразделениях, должны признаваться аналогичными. Но поскольку трудящимися может быть использовано различное оборудование (к примеру, разные параметры процессоров у компьютеров, либо дисплеи мониторов разнятся в размерах и пр.), окружающий микроклимат может быть отличен друг от друга по температурным показателям, показателям влажности и пр., на рабочих местах может разниться степень освещенности, у световых приборов могут быть разные параметры пульсации и т. д. Исходя из учета вышеизложенного ответственность за принятие решения об аналогичности трудовых мест, если они расположены в разных подразделениях, целиком ложится на комиссию, которая должна действовать исходя из досконального сравнивания оговоренных в настоящем Законе параметров. Получается, что в целом это возможно

Рекомендуется исходить в данном вопросе из численности трудящихся по штатному расписанию, поскольку из этого количества высчитывается 20% мест со схожими параметрами, необходимых для того, чтобы после их оценки, спецоценка в целом была признана проведенной. Но поскольку данный вопрос не учтен ни в одном Законе, по данному поводу окончательное решение остается за комиссией. При принятии решения следует брать в расчет следующие нюансы. С одной стороны, в ходе проведения спецоценки исследуются и подвергаются анализу трудовые условия конкретных сотрудников. Поскольку целью специальной оценки условий труда является выявление опасных либо вредоносных факторов на конкретном трудовом месте в ходе совершения трудового процесса. Должны быть учтены и производственное оборудование, и сырье (материалы) использующиеся трудящимся, что оговорено ст. 10 и ст. 12 Закона за № 426-ФЗ. Отсюда видно, что идентификация опасных либо вредоносных факторов невозможна без присутствия на рабочем месте самого трудящегося. С другой стороны, если не провести спецоценку на числящихся в штатном расписании, но на данный момент вакантных трудовых местах, это придется делать позже, когда на любое из этих мест будет принят (оформлен) работник. В конечном счете, решение о включении тех или иных рабочих мест в спецоценку должно приниматься комиссией исходя из степени целесообразности. К примеру, если штатным расписанием предусмотрены такие рабочие места, на которые в скором времени запланировано нанять сотрудников, лучшим решением будет ввести эти места в общее число мест, в отношении которых будет проводиться специальная оценка условий труда

Как прописано в ст. 11 Закона за № 426-ФЗ, такую декларацию обязаны подавать все работодатели (все хозяйствующие субъекты, включая организации госсектора и лиц, осуществляющих деятельность без образования юр. лица, но привлекающих граждан для проведения работ), которые провели на своем предприятии, в организации и пр. специальную оценку, в ходе которой: не были выявлены опасные либо вредоносные производственные факторы; условия труда на которых занесены в разряд оптимальных (1 класс) либо допустимых (2 класс) (не считая рабочих мест, на которых идентификация не проводилась). Форму и порядок подачи данных деклараций утвердил приказ Минтруда РФ за № 80н, датированный 7 февраля 2014 г. С мая 2016 г. стало возможным подавать декларации и на рабочие места, в отношении которых на ряду с идентификацией проводились измерения и исследования. Декларации представляются в госинспекцию труда по тому региону, в котором находится хозяйствующие субъекты (по месту жительства ИП). Данная обязанность закреплена ч. 1 ст. 11 Закона за № 426-ФЗ и п. 3 Порядка за № 80н. Отдельно следует обратить внимание на то, что если на руках имеется отчет о проведенной СОУТ, то декларацию подавать не требуется! Ее подают лишь тогда, когда на руках имеется лишь заключение экспертного специалиста, занимавшегося проведением специальной оценки о том, что в ходе спецоценки на рабочих местах потенциально опасных либо вредоносных производственных факторов выявлено не было. Но, как показывает практика, такие рабочие места попадаются чрезвычайно редко. По сути, если экспертом-оценщиком в ходе замеров хотя бы одного параметра — освещенности — был вынесен вердикт «вреден», и на сновании данного протокола измерений, даже если все оставшиеся позиции окажутся «безвредными», рабочее место будет отнесено к разряду «оптимальных» либо «допустимых», то декларацию, на основании Письма Минтруда РФ, подавать не требуется!