Ставки (тарифы, размер) экологического сбора в 2025 году
Время чтения: 5 минут
Нет времени читать?
Краткое содержание статьи:
- Ставки (тарифы) экологического сбора в 2025 году
- Правовая основа и сроки утверждения
- Что такое базовые ставки экологического сбора?
- Формула расчета экосбора
- Группы товаров и упаковки с новыми ставками
- Коэффициенты, учитывающие сложность извлечения отходов
- Кто и когда платит экологический сбор?
- Ответственность и контроль за уплатой экосбора
- Изменения в 2025 году
- Рекомендации для компаний
- Часто задаваемые вопросы
Ставки (тарифы) экологического сбора в 2025 году
С 1 января 2025 года вступают в силу новые значения ставок экологического сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 года № 1041. Они устанавливаются в отношении определённых групп товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат обязательной утилизации. Это решение касается компаний, работающих в производстве товаров и импорте продукции на территорию РФ.
Новые ставки экосбора определяются не только по типу продукции, но и с учетом коэффициентов, учитывающих сложность извлечения отходов, возможности их дальнейшей утилизации и востребованности вторичного сырья, полученного после переработки. Таким образом, механизм расчёта реализован более гибко и технологически ориентированно.
Сдадим отчеты по экосбору
Правильно и в срок
за 15 000 руб.
Изменения касаются широкого перечня наименований групп товаров, включая упаковку потребительскую и производственную:
- изделия упаковочные из полиэтилена высокой и низкой плотности,
- тара и упаковка из полистирола, полипропилена и комбинированных материалов,
- упаковка из картона и бумаги,
- батареи, фильтры, шины, текстиль, электрические элементы и оборудование,
- пластмассовые изделия, алюминия и белой жести, включая коробки и ящики.
В перечень включены также технические изделия, используемые в двигателях внутреннего сгорания, а также продукция со сложными физическими и химическими свойствами, которые затрудняют повторную переработку. Наименование товара, его масса, материал и технологическая группа теперь влияют на итоговую ставку сбора.
Новая редакция подхода к экосбору также учитывает:
- наличие у бизнеса технологической возможности обработки отходов,
- уровень развития отрасли утилизации по регионам РФ,
- количество возможных переработок (вторичных циклов),
- актуальные данные о персональных и производственных потоках упаковочных материалов,
- систему расширенной ответственности производителей (РОП).
Таким образом, ставка экосбора в 2025 году — это инструмент правового регулирования, который зависит от вида изделия и материалов, использованных при производстве. Особенно это актуально для компаний, которые работают с пластмассовыми упаковочными изделиями, электроникой, тарой и другими товарами, подлежащими учету в рамках единого реестра отходов.
Навигатор по перечням РОП
Правовая основа и сроки утверждения
Изменения, вступающие в силу с 2025 года, базируются на постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 года № 1041. Этот нормативный документ устанавливает базовые значения экологического сбора, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров и упаковочных изделий.
Постановление Правительства РФ № 1041 было официально опубликовано в информационных системах, правовая снова этих изменений — положения Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также положения о расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП). Также действует постановление Правительства № 2847 от 25 декабря 2023 года, которым установлены нормативы утилизации на несколько лет.
Значения суммы экосбора на группы товаров и упаковочных изделий включены в специальный перечень, утвержденный российским экологическим законодательством. Ставки экосбора обязательны к применению для всех участников соответствующих групп товаров и упаковочных материалов, за исключением случаев, когда они подлежат самостоятельной утилизации в полном объёме. Экологический сбор действует в течение всего периода, а расчёт выполняется по его итогам.
Сроки вступления в силу
Новая редакция значений экосбора применяется с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года, с возможностью продления без изменений на 2026–2027 годы.
Отчётность по экосбору за 2025 год должна быть подана:
- до 1 апреля 2026 года — для субъектов, выполнивших нормативы утилизации самостоятельно;
- до 15 апреля 2026 года — для всех остальных плательщиков.
Сроки уплаты экосбора и предоставления отчетности регламентируются действующими нормативами и контролируются Росприроднадзором. Несвоевременное представление отчетности или уклонение от уплаты влечет ответственность по КоАП РФ.
Приказом Минприроды также утверждены методические рекомендации по применению определению коэффициентов, которые включают:
- наличие технологической возможности утилизации отходов,
- учёт изменения физических, химических и механических свойств материалов,
- возможность многократного использования упаковки,
- учёт циклов переработки отходов от использования товаров.
Документы дают правовую ясность для всех участников — от малого бизнеса до больших промышленных объединений. В этих изменениях усиливается роль государственных институтов надзора, а также электронных сервисов, таких как личный кабинет на портале Минприроды.
Что такое базовые ставки экологического сбора?
Базовая ставка экологического сбора — это установленная величина платы за единицу массы товаров или упаковки, отходы от использования которых подлежат обязательной утилизации. Ставки утверждаются постановлением Правительства РФ, публикуются в официальных правовых системах и применяются на всей территории Российской Федерации.
Главная цель — возложение экологической ответственности на производителей и импортеров, чья продукция, после утраты потребительских свойств, превращается в отходы, требующие последующей переработки или утилизации.
Принцип расчета
Размер суммы экосбора зависит от вида товара, материала, из которого он изготовлен, массы продукции и ряда свойств. В том числе:
- наименование упаковки и ее материал (упаковочные изделия из полипропилена, полистирола, бумаги, алюминия, белой жести);
- использование товаров в производстве и потреблении;
- возможности утилизации с учетом наличия технологий;
- физических, химических и механических свойств изделия;
- востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов.
Таким образом, одна и та же масса упаковки может рассчитываться по разным ставкам. Базовые значения — это основа для расчёта, которая дополняется коэффициентом экологичности. Он может как повысить, так и уменьшить сумму сбора:
- упаковка из полиэтилентерефталата бесцветного, при наличии вторичного сырья, может иметь понижающий коэффициент;
- упаковка из многослойных видов комбинированных материалов (на основе пластмассовых материалов и фольги) – повышающий.
Экологический сбор:
изменения в 2025 году, повышение ставок
Согласно постановлению Правительства № 1041, базовые ставки касаются следующих групп товаров и упаковки:
- группы упаковочных изделий: пластиковые, картонные, комбинированные;
- товары массового потребления: текстильные и пластмассовые изделия, техника и другие виды изделий хозяйственного назначения;
- электрические и осветительные приборы, включая батареи, лампы, усилители;
- тара из стекла, алюминия, стали;
- элементы и компоненты двигателей внутреннего сгорания (фильтры, резиновые камеры, трубки и шланги).
Каждая группа имеет свое значение в рублях за тонну, установленную с учётом ущерба, объёмов утилизации и ее доступности в субъектах РФ.
Наименования из перечня групп товаров и упаковки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2024 года №1990:
- упаковка потребительская комбинированная на основе пластмасс и белой жести;
- шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие;
- аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей;
- изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые;
- оборудование и инструменты ручные с механизированным приводом.
Вопросы по экосбору
Формула расчета экосбора
Сумма, подлежащая уплате в виде экологического сбора для конкретной группы товаров и упаковочных изделий, не является произвольной. Она рассчитывается по официальной формуле, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии РФ, с учетом установленных значений, массы продукции и других показателей. Эта методика учитывает как экологическую нагрузку, так и экономическую возможность утилизации конкретных товаров и упаковки.
Общая формула
Сумма сбора (СЭ) = БС × М × К, где:
- БС — базовая ставка (в руб./тонна);
- М — масса произведённых или ввезённых товаров/упаковки, кг или т;
- К — коэффициент, учитывающий:
Что влияет на итоговую сумму?
- Материалы. Чем сложнее состав, тем выше значение:
- упаковка из полиэтилентерефталата голубого цвета — коэффициент ниже;
- комбинированная упаковка на основе пластмасс и белой жести — выше.
- Виды отходов. Учитывается:
- возможность утилизации без вреда для потребительских свойств сырья,
- токсичность
- влияние на окружающую среду при сгорании.
- Особенности в регионах. В субъектах с низкой плотностью инфраструктуры (Камчатский край, Республика Мордовия) сумма экосбора может быть скорректирована из-за того, что в регионах нет предприятий, занимающихся переработкой.
Как произвести расчет?
Условия:
- компания ввозит упаковочные изделия из полистирола — 5 000 кг;
- базовая ставка по этой группе — 2 800 руб./т;
- установлен коэффициент — 1,2.
Расчёт:
- масса в тоннах: 5 000 кг = 5 т;
- итог: 2 800 × 5 × 1,2 = 16 800 руб.
Если та же компания поставляет упаковку из полиэтилена высокой плотности, востребованную переработчиками и пригодную к многократному использованию, коэффициент может быть равен 0,8. Тогда сумма сбора уменьшится.
При превышении норматива утилизации в предыдущем периоду, компания вправе уменьшить сумму сбора на объем «перевыполнения». При наличии договора с утилизатором, расчет сбора может быть замещен фактом выполнения нормативов (при условии подтверждения). Все данные указываются в отчетности, подаваемой через портал Росприроднадзора или через личный кабинет.
Экосбор без паники:
ответы на реальные вопросы бизнеса
Группы товаров и упаковки с новыми ставками
С 2025 года вступает в силу обновлённый перечень групп товаров и упаковки, в отношении которых рассчитывается экологический сбор. Он утверждён Постановлением Правительства РФ № 1041 и включает множество наименований групп товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации после утраты потребительских свойств.
Все виды товаров и упаковки разбиты по кодам ТН ВЭД, с детализацией по материалам, сложности переработки и экологической нагрузке. Для каждой позиции установлены значения, учитывающие возможности утилизации, сложность извлечения компонентов и востребованность вторичных материалов.
Основные группы товаров
1. Упаковочные изделия (тара)
- упаковка потребительская комбинированная на основе пластмасс и белой жести;
- упаковка из полипропилена, полистирола и других видов пластмасс (бесцветные и голубые);
- упаковочные картонные, бумажные, металлические изделия (из алюминия и стали);
- упаковка из полиэтилена низкой и высокой плотности;
- мешки, ящики, лотки и другие виды тары;
- тара из стекла (включая бутылки и банки, кроме ампул).
2. Резинотехнические изделия
- шины, покрышки, камеры резиновые и прочие изделия;
- ленты конвейерные, бельтинг, шланги и трубки из вулканизированной резины;
- изделия из резины прочие, включая спортивные и хозяйственные.
3. Электротехническое оборудование
- аккумуляторы свинцовые и литиевые, батареи первичных элементов и прочие изделия;
- усилители звуковых частот, видеотерминалы, VOIP-телефоны;
- электронные устройства с функциями безопасности;
- источники питания, осветительное оборудование.
4. Пластмассовые и полимерные изделия
- коробки, ящики, корзины и прочие аналогичные пластмассовые изделия;
- изделия упаковочные из PET, PVC, поливинилхлорида, других полимеров;
- лотки, подставки, крышки.
5. Стеклянные и металлические изделия
- зеркала стеклянные, элементы из белой жести, банки консервные и прочие изделия;
- упаковка металлическая из стали, алюминия, включая комбинированные.
6. Товары народного потребления
- текстильные изделия для дома;
- фильтры очистки воздуха, применяемые в двигателях внутреннего сгорания;
- элементы мебели, аксессуары, посуда из линолеума и прочие материалы.
|
Номер |
Группы товаров и упаковки |
Наименование |
| № 5 | Изделия из резины | Шины, покрышки, камеры и прочие изделия |
| № 6 | Вулканизированная резина | Трубки, шланги, конвейерные ленты и другие виды изделий |
| № 10 | Оборудование с приводом | Ручные инструменты с механизированным приводом |
| № 20 | Пластмассовая упаковка | Изделия из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые |
Как правильно идентифицировать группу?
При ошибочной идентификации группы код товара может быть отнесен к более высокому значению, что приводит к завышению суммы сбора. Кроме того, неверный выбор влияет на достоверность отчетности, подлежащей контролю Росприроднадзором.
Перечень групп товаров и упаковки можно найти в Приложении к Постановлению № 1041 и в личном кабинете (поиск по коду ТН ВЭД).
Коэффициенты, учитывающие сложность извлечения отходов
С 2025 года вступает в силу новая система значений базовых ставок экологического сбора на основе значений по технологической сложности переработки отходов. Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1041 и направлены на то, чтобы:
- учесть разнообразие видов материалов, применяемых в производстве упаковки и товаров;
- стимулировать использование вторично перерабатываемого сырья;
- распределить нагрузку между участниками торговли продукцией;
- учитывать наличие инфраструктуры утилизации в регионах.
Коэффициент сложности — это множитель, который применяется к базовой цифре и зависит от:
- Технологической способности к переработке отходов:
- однослойные материалы → понижающий коэффициент;
- многослойные комбинированные → повышенный.
- Свойств продукции:
- термостойкость, плотность;
- образование загрязняющих веществ при утилизации.
- Возможности извлечения отдельных компонентов:
- возможность разделения компонентов (металл и пластик);
- механическая сложность.
- Процесса утилизации:
- наличие возможных циклов переработки;
- востребованность вторичного сырья, полученного после обработки.
|
Материал или группа |
Коэффициент |
Комментарий |
| Полиэтилен высокой плотности |
0.9 |
|
| Комбинированная упаковка на основе пластмасс и металлов |
1.6 |
Сложность отделения слоев |
| Стекло |
0.7 |
Наличие вторсырье |
| Текстильные изделия (синтетика) |
1.3 |
Сложный процесс утилизации |
| Полистирол |
1.2 |
Средняя переработка, мало циклов |
Применение этих значений дает возможность учитывать экологическую нагрузку, не исключать перерабатываемые виды товаров и упаковки, способствовать адаптации к уровню технологичности утилизации в регионах, а также учитывать многоцикловую переработку упаковки и товаров.
Кто и когда платит экологический сбор?
Согласно статье 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязанность по уплате экологического сбора в 2025 году возлагается на всех производителей и импортеров товаров, отходы от использования которых подлежат обязательной утилизации. Это касается организаций, выпускающих продукцию под собственным брендом, а также импортеров, ввозящих товары или упаковку на территорию Российской Федерации.
При этом не имеет значения, на каком налоговом режиме работает бизнес — правила касаются всех участников, включая субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН или патентную систему, а также отдельных самозанятых.
Обязательность обусловлена возникновением ситуаций, связанных с утилизацией групп товаров и упаковочных изделий, утративших потребительские свойства. Если продукция не перерабатывается или плохо поддается извлечению полезных компонентов, бремя платежа ложится на производителя.
В 2025 году сумма рассчитывается с учетом сложности утилизации и наличия технологической инфраструктуры. Значения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1041, действуют на протяжении всего календарного года.
Если производитель или импортер подтверждает выполнение нормативов утилизации, он может не выплачивать сбор. Это также возможно, если заключен договор с организацией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов.
Частичное выполнение нормативов не освобождает от обязанности доплатить за необработанную часть объема. Экспортеры, реализующие товары исключительно за пределами России, не подпадают под данный механизм.
Сроки представления отчетности и перечисления суммы строго регламентированы. До 1 апреля 2026 года уже нужно сформировать и подать отчётность, а до 15 апреля — произвести оплату. Данные передаются в территориальные управления Росприроднадзора, в том числе через функционал личного кабинета на официальном портале.
В случае нарушения сроков или представления недостоверной информации применяются соответствующие санкции, предусмотренные Кодексом об административных нарушениях: предписания, штрафы до 500 000 рублей, а также ограничения доступа к государственным закупкам.
В регионах расчет сумму экосбора имеет свои особенности. Организации из субъектов с небольшими мощностями по переработке отходов, таких как Сахалинская, Амурская, Камчатская области, Республика Мордовия, обязаны учитывать специфику территориальной инфраструктуры и уровень развития логистики утилизации. Наличие таких объектов влияет итоговую сумму.
Для выполнения этих требований нужно зарегистрироваться в реестре производителей и импортеров, определить коды ТН ВЭД в соответствии с номенклатурой и составом продукции, подобрать другие коэффициенты расчета.
Кроме того, следует собрать документы, подтверждающие выполнение нормативов утилизации либо наличие действующего договора с лицензированным оператором по обращению с отходами от использования товаров и упаковки. Это обеспечит выполнение требований российского законодательства в полном объеме.
Подробнее про экосбор для производителей одежды
Ответственность и контроль за уплатой экосбора
Контроль за расчетом, своевременностью отчетности и уплатой экосбора в 2025 году проводит Росприроднадзор и его территориальные органы. Правовая основа для этого закреплена в Федеральном законе № 89-ФЗ, а также в Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях.
Сама проверка, фиксация нарушений и наложения штрафов ведется в электронных системах государственного экологического мониторинга, а данные о производителях и импортерах, уплачивающих этот сбор, включаются в реестр субъектов расширенной ответственности производителей.
Ответственность наступает при непредставлении отчетности, искажении данных о массе произведенных или ввезенных товаров, а также при частичной или полной неуплате суммы. При выявлении ошибок в расчетах или просрочке установленных сроков, инспекторы Росприроднадзора оформляют акт, который может повлечь за собой административное производство.
В частности, производителю или импортеру может быть вынесено предписание или назначен штраф — от 50 000 до 500 000 рублей. Повторное или грубое нарушение приводит к блокировке государственных закупок, получения субсидий и аккредитации на внешнеэкономическую деятельность.
Также необходимо работать над качеством и полнотой представленных документов. Наличие ошибок, неправильных кодов ТН ВЭД, нет подтверждающих актов на утилизацию или указание заниженной массы продукции — все это является основанием для применения штрафов. Кроме того, предусмотрена ответственность за невыполнение нормативов утилизации в случае, если производитель заявил о самостоятельном выполнении, но не предоставил подтверждений.
Все фиксируются в автоматизированных системах, включая информационный портал Росприроднадзора, а в перспективе — в Единую государственную систему обращения с отходами. Производители и импортеры могут отслеживать статус проверок и переданных сведений через личный кабинет, а также получать рекомендации по изменению данных, если ошибка сделана не преднамеренно.
С 2025 года повышается значение экологической прозрачности бизнеса. В условиях усиленного контроля государства по вопросам охраны окружающей среды, требования к отчетности, документообороту и исполнению экологических обязательств будут возрастать. Производители и импортеры должны также подготовить внутренние процессы: ввести раздельный учет по группам изделий актуализировать коды ТН ВЭД, проводить внутренние проверки и обращаться за консультациями в региональные управления Росприроднадзора.
Как заработать штраф в полмиллиона
и не заплатить ни копейки?
Изменения в 2025 году
|
Изменение |
Суть изменений |
Как влияет на бизнес |
| Внедрение коэффициента сложности извлечения отходов | Учитывается сложность утилизации, востребованность вторичного сырья, свойства материалов, количество возможных циклов переработки | Дифференцированный сбор: упаковочная тара по понижающим значениям, сложные изделия — по повышенным |
| Обновление перечня групп товаров и упаковки | Включены изделия из полиэтилентерефталата, полистирола, поливинилхлорида, комбинированные упаковочные материалы, зеркала стеклянные, фильтры, конвейерные ленты, шины, упаковка из алюминия и белой жести | Расширяется круг плательщиков, увеличивается значимость классификации продукции по ТН ВЭД |
| Изменение подхода к нормативам утилизации | Введена возможность зачёта излишне утилизированных объёмов из предыдущего периода | Добросовестные производители сокращают нагрузку при перевыполнении нормативов |
| Цифровизация отчётности и контроль через личный кабинет | Декларации, документы и уведомления подаются онлайн; автоматическое сопоставление данных с реестрами | Упрощается отчётность, сокращаются ошибки, ускоряется контроль Росприроднадзора |
| Учёт региональной утилизации | В расчётах применяются различные коэффициенты | В регионах с низкой мощностью утилизации (Амурская область, Мордовия, Республика Саха) может увеличиться из-за дополнительных затрат |
| Согласованность с другими постановлениями Правительства РФ | Привязка к нормативам, установленным постановлением Правительства РФ № 2847 от 25.12.2023 (на 2025–2027 гг.) | Обеспечивается правовая преемственность и прогнозируемость расчётов на три года |
Оптимизация системы РОП, снижение негативного влияния на окружающую среду, поддержка переработчиков и использование вторичных ресурсов остаются приоритетными направлениями.
РОП:
актуальное законодательство,
обязанности и практика исполнения
Рекомендации для компаний
Новые ставки экологического сбора с 2025 года необходимы для системной экологической подготовки. При этом изменяются как расчётные формулы, так и состав групп товаров, перечень тары упаковки, порядок подтверждения утилизации и электронную отчётность. Ниже чек-лист, которые рекомендуется использовать при подготовке производителей и импортеров к РОП.
Чек-лист подготовки
1. Попадают ли ваши товары и упаковка под экосбор?
Перечень групп товаров и упаковки, утверждённый постановлением Правительства РФ № 1041, и соответствие кодов ТН ВЭД вашей продукции.
2. Определение значений базовых ставок и коэффициентов.
Установление значений базовых ставок, применимых к вашей группе товаров и упаковки, расчет суммы, учитывающей сложность извлечения отходов, наличие технологической возможности утилизации и востребованность вторичного сырья.
3. Состав товаров и упаковки.
При использовании тары из полистирола, полиэтилена низкой плотности или алюминия необходим разный подхода – от состава зависит итоговая сумма.
4. Регистрация в системе учета.
Убедитесь, что организация внесена в единый реестр производителей и импортеров, а доступ к личному кабинету активен.
5. Сбор подтверждающих документов.
При самостоятельной утилизации отходов от использования товаров необходимы договоры, акты выполненных работ, лицензии контрагентов. Они потребуются при отчетности в Росприроднадзор.
6. Обновление внутренних регламентов.
Пересмотр процесса учета товаров и упаковки, разделение продукции по группам, определение ответственных за расчеты и отчетность.
7. Оценка возможностей по снижению экосбора.
Какие отходы могут быть утилизированы через партнеров с лицензией? Уточнение возможностей зачета «перевыполненного» объема утилизации от использования товаров за прошлые периоды.
8. Наблюдение за нормативными разъяснениями.
Регулярный просмотр обновлений на сайтах Минприроды и Росприроднадзора.
Сдадим отчеты по экосбору
Правильно и в срок
за 15 000 руб.
Часто задаваемые вопросы
Кто обязан платить экосбор в 2025 году?
Все производители и импортеры продукции, включенной в перечень групп товаров и упаковки, который утвержден постановлением Правительства РФ № 1041.
Можно ли не платить экосбор, если товары и упаковка подлежит самостоятельной утилизации?
Да, при условии подтвержденного выполнения нормативов утилизации по товарам и упаковке из специального перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2024 года №1990. Необходимо представить акты, договоры и другие документы в Росприроднадзор. Частичное выполнение нормативов уменьшает сумму, но не отменяет сбор полностью.
Как рассчитывается сумма экосбора?
По формуле: базовая ставка × масса продукции (тонны) × коэффициент сложности утилизации, с учетом возможности переработки, свойства отходов и востребованность вторичного сырья для утилизируемых товаров.
Что такое коэффициент сложности извлечения отходов?
Это показатель, который отражает, насколько сложно утилизировать отходы от конкретной группы товаров и упаковочной тары. Он зависит от материалов изделий, экологических свойств, количества циклов утилизации.
Когда нужно отчитаться и заплатить?
Отчетность представляется до 1 апреля 2026 года, уплата до 15 апреля 2026 года.
Как составить отчетность без ошибок?
Нужно тщательно проверять коды продукции, сверять массу изделий, прикладывать актуальные документы. При сомнениях получить заключение от экологических консультантов или технологический аудит товарных групп и упаковки.
Изменятся ли ставки экологического сбора после 2025 года?
Значения, установленные на 2025 год, действуют до конца периода. Правительство может изменить коэффициенты на 2026–2027 годы по экономическим и другим показателям для включенных в специальный перечень групп товаров и упаковки.
Автор статьи:
Елена Лютакова
Cтатью проверила:
Наталья Гарькавая
Эколог-разработчик отдела ОиО
Облако тегов
Вам нужны проекты
по экологии?
