Программа ПЭК

от 10 900руб.*

*цена зависит от количества площадок

Ирина гусарова - эколог

Программа производственного экологического контроля – один из основных документов для предприятий, которые эксплуатируют объекты 1,2,3 категории НВОС.

Кому нужна программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий

  • ВАЖНО! Программа ПЭК формируется по каждому объекту ОНВ с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Предприятия, организации, производственные объекты делятся на категории в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Для присвоения категории необходимо оформить заявку и получить свидетельство о постановку на учет.

Категории НВОС объектаСтепень негативного воздействияПримеры объектов

I категорияобъекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологийзавод по обработке и утилизации отходов
II категорияобъекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую средуасфальтобетонный завод
III категорияобъекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую средупроизводство пластмассовых плит, полос, труб и профилей
IV категорияобъекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую средумагазин автозапчастей

С 1 сентября 2023 года в силу вступает приказ № 150 от 24.03.2023, который вносит изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109.

Внести изменения в программу ПЭК должны организации осуществляющие свою деятельность на объектах 1, 2 и 3 категории. В первую очередь данные изменения касаются организаций ведущие деятельность по обращению с побочными продуктами.

Корректировка программы ПЭК

Утвержденная программа ПЭК может быть откорректирована, если имеются:

изменения технологических процессов, повлекшие за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду;

замена технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду;

изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%.

В перечисленных случаях юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте ОНВ, должны в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от 18.02.2022 №109.

Штрафные санкции за отсутствие программы

Согласно ст. 8.5. КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей.

Кроме того, существуют и другие штрафы в данной области, которые прописаны в Кодексе  об Административных правонарушениях.

Статья 8.1: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц – от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей (с. 8.1).

Исходные данные для разработки программы ПЭК

Для формирования программы ПЭК необходимо:

  • издать приказ о назначении ответственных лиц, которые предоставляют результаты осуществления ПЭК;
  • подготовить сведения о лабораториях;
  • составить планы-графики контроля стационарных источников выбросов, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, проведения проверок работы очистных сооружений;
  • подготовить перечень мероприятий по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разработать программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;
  • разработать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В проектно-экологической компании Ваш ЭКОЛОГ срок разработки программы ПЭК составляет 5 рабочих дней с момента предоставления всех исходных данных.

Экологи, которые будут работать над вашей программой ПЭК:

Полина руководитьель отдела отходы и отчетность

Ирина Гусарова Эколог-разработчик

Ксения Мушкина эколог

Вероника Витюгова Отдел отходов

Наталья Гарькавая - эколог

Этапы разработки ПЭК

Наша компания может взять все обязанности и сложности по разработке программы ПЭК на себя. У нас есть свой алгоритм действий, который не раз проверен в деле. После заключения договора задача на разработку ПЭК поступает в отдел отходов и отчетности.

Мы работаем в EKOCRM, что исключает риски потери информации.

Иконка 1

Вы оставляете заявку. После заключения договора задача на разработку ПЭК поступает в отдел отходов и отчетности.

Иконка 2

Эколог нашей компании проводит сбор исходных данных и анализ полученных документов.

Иконка 3

Эколог на основании анализа документов формирует программу ПЭК

Иконка 4

Вы подписываете программу

Мы также можем сделать отчет по ПЭК в рамках экологического сопровождения.

  • Остались вопросы? Свяжитесь с нами! Экологи подробнее расскажут о программе ПЭК

Содержание программы производственного экологического контроля

1 раздел. Общие положения

Этот раздел должен содержать:

  • полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя;
  • наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте;
  • наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице;
  • дату утверждения Программы.

2 раздел. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы) и их источников, ее последней корректировке;
  • показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте;
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

3 раздел. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников:

  • сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
  • показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;
  • показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;
  • сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

4 раздел. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения

  • сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;
  • сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;
  • сведения об их инвентаризации;
  • сроки проведения инвентаризации.

5 раздел. Сведения подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля

  • наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия;
  • численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц;
  • сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

6 раздел. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

  • наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);
  • реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

7 раздел. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля выбросов, местах отбора проб и методиках (методах) измерений

содержат 3 подраздела:

1) подраздел “Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха”, в котором прописаны:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов (далее – План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”;
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

2) подраздел “Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов” включает в себя:

  • мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903;
  • мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных вод
  • план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;
  • программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2019 № 453.

Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 указывает конкретную периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС

Категория
НВОС объекта
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод Периодичность измерений по показателю токсичности
I и II категории не менее одного раза в месяц не менее одного раза в квартал
III категория не менее одного раза в квартал не менее одного раза в квартал

  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

3) подраздел “Производственный контроль в области обращения с отходами” должен содержать:

  • программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1030, для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов;
  • сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами

Результат работы

Вы получите оформленную программу производственного экологического контроля (ПЭК), которую нужно будет только утвердить (подписать и поставить печать), а также:

получите консультацию эколога: как работать с программой ПЭК

поймете как читать план-график контроля

покажем и напомним когда нужно делать анализы в рамках ПЭК

Почему оформить программу ПЭК в нашей компании удобно и выгодно:

Разработкой ПЭК занимаются только специалисты по ПЭК

Экономим деньги клиента: не покупаем климатические справки (можно воспользовать СНИПом), не покупаем лишний фон

Разработка и согласование строго в установленные сроки и даже немного раньше

Работаем со сложными и простыми объектами

Всегда доводим до положительного согласования

После работы с нами Вы получите все материалы в электронном виде

Вопрос / ответ

Сколько действует программа ПЭК?

В приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 109 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля” указано, что срок действия программы ПЭК не ограничен. Однако если произойдет изменение в области технологического развития (замена оборудования или сырья), а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должно предоставить новую программу в течение 60 дней.

ПЭК: куда предоставлять отчетность?

Программа производственной экологической отчетности не сдается и не проверяется контролирующими органами. А вот отчет по программе ПЭК ежегодно до 25 марта:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.
  • Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Что анализируется в программе ПЭК?

ПЭК включает в себя:

  • Анализ отходообразующих процессов на предприятии.
  • Учет выбросов (образование, временное накопление использование и т.д.).

Какие федеральные закона или иные документы содержат требования к программе ПЭК?

Программа ПЭК регламентирована следующими нормативными актами Российской Федерации:

Кейсы

Читайте также

фото Полина
Экологическое сопровождение предприятия

Экологическое сопровождение узкоспециализированными экологами сэкономит Вам большую часть бюджета, которую можно направить на развитие бизнеса, что актуально в настоящее время.

Ирина Гусарова
ПНООЛР: разработка и согласование нормативов образования отходов

Сделаем проект по отходам от 15 000 руб.* Заказать ПНООЛР Эколог / отдел отходов Полина Сидоренкова Отходы производства и потребления