Для объектов 1,2 классов опасности по СанПиН для согласования проекта санитарно-защитной зоны требуется отчет по оценке риска.
Что такое оценка риска для здоровья населения
Риски для здоровья – вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания. Это определение дано в соответствии с Р 2.1.10.3968-23 «Руководство по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания» от 06.09.2023 г.
В ГОСТе Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» понятие риска – это сочетание вероятности нанесения и тяжести этого ущерба.
Для ВОЗ данное понятие – это ожидаемая частота нежелательных для здоровья эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.
Основные нормативно-правовые акты в области оценки риска санитарно-защитной зоны
Основные направления внедрения и применения в РФ методологии оценки риска загрязнения ОС и здоровью человека:
- При проведении работ по оценке риска воздействия шума и составлении соответствующего отчета и заключения необходим анализ тех. документации.
- Проведение измерений с указанием перечня рабочих мест конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
- Предоставление профмаршрута работников с указанием вредного фактора и длительности работы на каждом рабочем месте.
- Краткое описание техпроцесса на рабочих местах.
- Предоставление протоколов измерений факторов рабочей среды в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда.
- Выписки из амбулаторной карты за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии.
- Данные о возникновении профессиональных заболеваний работников за последние 5 лет.
Оценка риска воздействия шума необходима для рабочих мест, где уровень шума превышает 80 дБа. Законодательно проведение такой оценки регламентируется №52-ФЗ от 30.03.1999, ТК РФ №197-ФЗ от 30.12.2001 п.3.2.6. и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Результатом проведения оценки риска воздействия шума является оформленные в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.
Когда нужно делать оценку риска для здоровья населения при разработке проекта санзоны
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценку риска здоровью населения
необходимо разрабатывать для:
промышленных объектов и производств I и II классов опасности;
групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Не надо
делать оценку (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий;
для животноводческих и птицеводческих предприятий;
для кладбищ.
Кто будет разрабатывать отчет по оценке риска
Основные этапы выполнения оценки риска для санитарно-защитной зоны
Базовые этапы оценки в соответствии с методологией:
1. Идентификация опасности
На этапе идентификации опасности:
- осуществляется оценка полноты и достоверности имеющихся данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
- приводится характеристика исследуемой территории;
- определяется широта охвата исследований по оценке риска.
Затем проводится сбор и анализируется информация об источниках, составе и условиях загрязнения атмосферного воздуха на исследуемой территории, который включает в себя:
- краткое описание технологического процесса промышленной площадки;
- составление характеристики качественного и количественного состава выбросов предприятия.
Вещества, рекомендуемые к включению в перечень приоритетных:
- вещества с установленным фактором канцерогенного потенциала (канцерогены);
- вещества, имеющие высокий ранг сравнительной неканцерогенной опасности;
- вещества, имеющие значительный вклад в валовый выброс;
- вещества, включенные в перечни приоритетных загрязнителей и особо опасных веществ;
- вещества, для которых установлены референтные концентрации и органы и системы при остром воздействии;
- вещества, для которых имеются сведения о фоновых концентрациях.
Затем приводится характеристика неопределенностей.
Основными источниками неопределенностей этапа идентификации опасности являются: неполные или неточные сведения об источниках загрязнения окружающей среды, качественных и количественных характеристиках эмиссий химических веществ; ошибки в прогнозе транспорта химических веществ в окружающей среде; слабая доказательность или отсутствие данных о вредных эффектах у человека.
Основные неопределенности, связанные с идентификацией опасности химических канцерогенов, обусловлены отсутствием единого подхода к оценке канцерогенного риска для человека. В настоящем проекте при оценке канцерогенного потенциала использовались две классификации канцерогенов: Международного агентства по изучению рака (МАИР) и Агентства по охране окружающей среды США U.S.EPA. Вместе с тем, несмотря на принципиальное сходство структуры этих классификаций, для некоторых веществ группы канцерогенности по МАИР и U.S.EPA могут различаться.
2. Оценка зависимости «доза-эффект» (или доза-ответ)
Оценка зависимости «доза – ответ» является одним из определяющих этапов в процессе оценки риска воздействия химических веществ на здоровье человека. Оценка зависимости «доза-ответ» – это процесс количественной характеристики токсикологической информации и установления связи между воздействующей дозой (концентрацией) загрязняющего вещества и случаями вредных эффектов в экспонируемой популяции. Анализ зависимости «доза-ответ» предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при действии данного вещества, выявление наименьшей дозы, вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, и определение интенсивности возрастания эффекта при увеличении дозы.
Оценка реальной опасности вредных эффектов вследствие хронического и острого воздействия химических веществ опирается в основном на два типа эффектов: канцерогенные и неканцерогенные.
Могут использоваться разные модели воздействия «доза-эффект»:
- пороговая (применяются референтные концентрации RFC);
- беспороговая (применяется при оценке канцерогенного риска, результат носит количественный характер).
3. Моделирование загрязнения атмосферного воздуха и оценка экспозиции
На данном этапе необходимо получить информацию об уровнях реальной или потенциальной дозовой нагрузки (экспозиции) в настоящем или будущем времени со стороны интересующей группы населения в зоне влияния.
Виды воздействия по длительности экспозиции:
- острое – при продолжительности воздействия менее 2 недель;
- хроническое – при продолжительности воздействия более 7 лет.
При обосновании размеров СЗЗ чаще всего применяются математические модели расчета концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
4. Характеристика риска (анализ полученных результатов)
Приводится характеристика полученного результата. Риск может быть равен нулю, только если выбросов загрязняющих веществ нет или для них не установлены RFC и SFi.
Классификация уровней риска
Итоги оценки риска: размер предлагаемой санитарно-защитной зоны
Заключение содержит в себе краткую выжимку из всех разделов оценки риска, оно подводит итог работе, а также включает в себя перечень всех неопределенностей, которые могут привести как к недооценке, так и переоценке реальных рисков на исследуемой территории.
Приложение должно содержать расчет рассеивания и использованные при расчете фоновые справки, иные использованные при оценке риска материалы, в том числе справочные.
Не смотря на существование специализированных программ, наша компания для расчёта риска при разработке отчета используется Excel, ArcGis.
Оценка риска (ОР) для здоровья населения – это большой, трудоемкий отчет, позволяющий провести оценку рисков, возникающих из-за выбросов предприятия или группы предприятий. ОР содержит оценку острого и хронического воздействия на проживающее в зоне влияния население выбросов загрязняющих веществ предприятия. Если в районе размещения предприятия есть возможность провести анализ влияния предприятия на заболеваемость населения, то ОР должна включать и его. На практике провести такой анализ в большинстве случаев не представляется возможным, так как отсутствует статистика по заболеваемости населения на годы, когда предприятие еще не функционировало или когда предприятие является проектируемым, и такой анализ может быть проведен только по прошествии нескольких лет его функционирования. Также в крупных городах такой анализ может давать некорректные результаты, так как в одно и то же время может появиться сразу несколько предприятий как с идентичным составом выбросов, так и с различным, но влияющим на одни системы органов.
Поможем с подготовкой документов и с получением лицензии
Сотрудничая с нашей компанией, Вы будете развивать свой бизнес, а не оплачивать штрафы и претензии за нарушения в области охраны природы и здоровья человека:
Согласование оценки риска для СЗЗ
Отчет по оценке риска оформляется отдельным томом проекта санитарно-защитной зоны и является приложением к нему. На отчет необходимо получить экспертное заключение в аккредитованном органе инспекции. Экспертное заключение на оценку риска вместе с экспертным заключением на проект СЗЗ подаётся в Роспотребнадзор (в некоторых случаях может быть одно экспертное заключение на проект СЗЗ, включающее оценку риска для здоровья населения).
Вопросы
В среднем разработка занимает 5-10 рабочих дней.
При разработке отчета по оценке риска для здоровья населения необходимо использовать руководство по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания (Р.2.1.10.3968-23).
Экспертизу оценки риска можно пройти в любом органе инспекции, имеющем в области аккредитации Руководство по оценке риска Р.2.1.10.3968-23, в том числе в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии. Срок экспертизы от 5 дней до 2 месяцев.
ОРЗН не требуется в случаях, предусмотренных п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно;
- для животноводческих и птицеводческих предприятий;
- для кладбищ.
оценке риска