Для объектов 1,2 классов опасности по СанПиН для согласования проекта санитарно-защитной зоны требуется том оценки риска.
Руководитель отдела СЗЗ
Анастасия Калнышева
Что такое оценка риска для здоровья населения
Риски для здоровья – количественная или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на отдельного человека или группу людей при специфических условиях экспозиции (воздействия). Это определение дано в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 “Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду”.
В ГОСТе Р 51898-2002 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты” понятие риска – это сочетание вероятности нанесения и тяжести этого ущерба.
Для ВОЗ данное понятие – это ожидаемая частота нежелательных для здоровья эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.
Риски для здоровья населения – это не экологические риски.
Основные нормативно-правовые акты в области оценки риска санитарно-защитной зоны
Основные направления внедрения и применения в РФ методологии оценки риска загрязнения ОС и здоровью человека:
Оценка риска воздействия шума
Оценка риска воздействия шума необходима для рабочих мест, где уровень шума превышает 80 дБа. Законодательно проведение такой оценки регламентируется №52-ФЗ от 30.03.1999, ТК РФ №197-ФЗ от 30.12.2001 п.3.2.6. и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Результатом проведения оценки риска воздействия шума является оформленные в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.
- При проведении работ по оценке риска воздействия шума и составлении соответствующего отчета и заключения необходим анализ тех. документации.
- Проведение измерений с указанием перечня рабочих мест конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
- Предоставление профмаршрута работников с указанием вредного фактора и длительности работы на каждом рабочем месте.
- Краткое описание техпроцесса на рабочих местах.
- Предоставление протоколов измерений факторов рабочей среды в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда.
- Выписки из амбулаторной карты за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии.
- Данные о возникновении профессиональных заболеваний работников за последние 5 лет.
Не уверены нужна ли оценка?
Когда нужно делать оценку риска для здоровья населения при разработке проекта санзоны
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценку риска здоровью населения необходимо разрабатывать для:
НЕ НАДО делать оценку (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
Кто будет разрабатывать оценку риска
Основные этапы выполнения оценки риска для санитарно-защитной зоны
Базовые этапы оценки в соответствии с методологией:
идентификация опасности
На этапе идентификации опасности:
- осуществляется оценка полноты и достоверности имеющихся данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
- приводится характеристика исследуемой территории;
- определяется широта охвата исследований по оценке риска.
Затем проводится сбор и анализируется информация об источниках, составе и условиях загрязнения атмосферного воздуха на исследуемой территории, который включается в себя:
- краткое описание технологического процесса промышленной площадки;
- составление характеристики качественного и количественного состава выбросов предприятия.
Вещества, рекомендуемые к включению в перечень приоритетных:
Затем приводится характеристика неопределенностей.
Основными источниками неопределенностей этапа идентификации опасности являются: неполные или неточные сведения об источниках загрязнения окружающей среды, качественных и количественных характеристиках эмиссий химических веществ; ошибки в прогнозе транспорта химических веществ в окружающей среде; слабая доказательность или отсутствие данных о вредных эффектах у человека.
Основные неопределенности, связанные с идентификацией опасности химических канцерогенов, обусловлены отсутствием единого подхода к оценке канцерогенного риска для человека. В настоящем проекте при оценке канцерогенного потенциала использовались две классификации канцерогенов: Международного агентства по изучению рака (МАИР) и Агентства по охране окружающей среды США U.S.EPA. Вместе с тем, несмотря на принципиальное сходство структуры этих классификаций, для некоторых веществ группы канцерогенности по МАИР и U.S.EPA могут различаться. В связи с этим, совместно рассматривая оценки степени доказанности канцерогенности, рекомендованные этими агентствами, выбирались те, которые являются более жесткими.
При анализе опасностей неканцерогенных эффектов источником неопределенности является наличие расхождений в величинах российских ПДК, международных и зарубежных референтных уровнях.
Для 3 веществ (ртути соединения водо- и плохо-растворимые, керосин, барий оксид) класс опасности не определен. Они нормированы по ОБУВ (СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»). Эти вещества составляют 3,25% от общего объема выбросов предприятия. При выполнении работы отсутствие ПДКмр/ПДКсс/ПДКсг вышеуказанных веществ является значительной неопределенностью, которая может привести к недооценке реальных уровней риска для населения. В связи с этим, предприятию рекомендуется принять меры по разработке ПДК и методов контроля в атмосферном воздухе для указанных веществ.
Все вышеперечисленное может повлиять на результаты ранжирования и далее на результаты.
оценка зависимости “доза-эффект” (или доза-ответ);
Оценка зависимости «доза – ответ» является одним из определяющих этапов в процессе оценки риска воздействия химических веществ на здоровье человека. Оценка зависимости “доза-ответ” – это процесс количественной характеристики токсикологической информации и установления связи между воздействующей дозой (концентрацией) загрязняющего вещества и случаями вредных эффектов в экспонируемой популяции. Анализ зависимости “доза-ответ” предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при действии данного вещества, выявление наименьшей дозы, вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, и определение интенсивности возрастания эффекта при увеличении дозы.
Оценка реальной опасности вредных эффектов вследствие хронического воздействия химических веществ опирается в основном на два типа эффектов: канцерогенные и неканцерогенные.
Могут использоваться разные модели воздействия “доза-эффект”:
Моделирование загрязнения атмосферного воздуха или физического фактора и оценка экспозиции
На данном этапе необходимо получить информацию об уровнях реальной или потенциальной дозовой нагрузки (экспозиции) в настоящем или будущем времени со стороны интересующей группы населения в зоне влияния.
Виды воздействия по длительности экспозиции:
При обосновании размеров СЗЗ чаще всего применяются математические модели расчета концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Характеристика риска (анализ полученных результатов)
При оценке уровней канцерогенного риска руководствовались следующими критериями: Первый диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни, равный или меньший 1×10-6, что соответствует одному дополнительному случаю серьезного заболевания или смерти на 1 млн. экспонированных лиц) характеризует такие уровни, которые воспринимаются всеми людьми, как пренебрежимо малые, не отличающиеся от обычных, повседневных (уровень De minimis). Подобные риски не требуют никаких дополнительных мероприятий по их снижению и их уровни подлежат только периодическому контролю.
Второй диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни более 1х10-6, но менее 1х10-4) соответствует предельно допустимому риску, т.е. верхней границе приемлемого. Именно на этом уровне установлено большинство зарубежных и рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения. Данные уровни подлежат постоянному контролю. Они характеризуют допустимый уровень риска.
Третий диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни более 1х10-4, но менее 1х10-3) неприемлем для населения в целом. Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий. Планирование мероприятий по снижению рисков в этом случае должно основываться на результатах более углубленной оценки различных аспектов существующих проблем и установлении степени их приоритетности по отношению к другим гигиеническим, экологическим, социальным и экономическим проблемам на данной территории.
Четвертый диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни, равный или более 1х10-3) неприемлем ни для населения, ни для профессиональных групп. Данный диапазон обозначается как De manifestis Risk и при его достижении необходимо давать рекомендации для лиц, принимающих решения о проведении экстренных оздоровительных мероприятий по снижению риска.
Заключение содержит в себе краткую выжимку из всех разделов оценки риска, оно подводит итог работе, а также включает в себя перечень всех неопределенностей, которые могут привести к недооценке реальных рисков на исследуемой территории.
Приложение должно содержать отчёт рассеивания и использованные в нём фоновые справки, иные использованные при оценке риска материалы.
Не смотря на существование специализированных программ для расчёта риска при разработке проекта оценки, классическим способом проведения расчетов является расчет в Excel, так как работа в нём позволяет проследить за каждым этапом и отследить ошибки.
Оценка риска (ОР) для здоровья населения – это большой, трудоемкий проект, позволяющий провести оценку рисков, возникающих из-за выбросов предприятия или группы предприятий. ОР может содержать оценку от острого воздействия, при наличии залповых выбросов. Если в районе размещения предприятия есть возможность провести анализ влияния предприятия на заболеваемость населения, то ОР должна включать и его. На практике провести такой анализ в большинстве случаев не представляется возможным, так как отсутствует статистика по заболеваемости населения на годы, когда предприятие еще не функционировало или когда предприятие является проектируемым и такой анализ может быть проведен только по прошествии нескольких лет его функционирования. Также в крупных городах такой анализ может давать некорректные результаты, так как в одно и то же время может появиться сразу несколько предприятий как с идентичным составом выбросов, так и с различным, но влияющим на одни системы органов.
Сотрудничая с нашей компанией, Вы будете развивать свой бизнес, а не оплачивать штрафы и претензии за нарушения в области охраны природы и здоровья человека:
Согласование оценки риска для СЗЗ
Проект оценки риска оформляется отдельным томом проекта санитарно-защитной зоны и является приложением к нему. Он должен быть согласован в аккредитованном органе инспекции и подан в Роспотребнадзор вместе с СЗЗ.
В среднем разработка занимает 3-5 рабочих дней.
При разработке проекта ОР для здоровья населения необходимо пользоваться руководством по ОР для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (P 2.1.10.1920-04)
Экспертизу оценки риска можно пройти в любом аккредитованном органе инспекции, в том числе в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии. Срок экспертиза от 1 до 2 месяцев.
При разработке проекта СЗЗ для объекта ОР для населения не требуется в случаях, которые устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:
- если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную Санитарно-защитную зону до границ заселенных территорий;
- не требуется для объектов птицефабрик и в животноводстве;
- также не производится для мест захоронения.
Основанием для разработки проекта СЗЗ являются следующие нормативные документы:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.