Для объектов 1,2 классов опасности по СанПиН для согласования проекта санитарно-защитной зоны требуется том оценки риска.

Нужна оценка риска?

Цена от 80 000 руб.

Срок от 1 месяца

Анастасия Калнышева руководитель отдела СЗЗ

Руководитель отдела СЗЗ

Анастасия Калнышева

Что такое оценка риска для здоровья населения

Риски для здоровья – количественная или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на отдельного человека или группу людей при специфических условиях экспозиции (воздействия). Это определение дано в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 “Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду”.

В ГОСТе Р 51898-2002 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты” понятие риска – это сочетание вероятности нанесения и тяжести этого ущерба.

Для ВОЗ данное понятие – это ожидаемая частота нежелательных для здоровья эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.

Риски для здоровья населения – это не экологические риски.

Услуги

Основные нормативно-правовые акты в области оценки риска санитарно-защитной зоны

Основные направления внедрения и применения в РФ методологии оценки риска загрязнения ОС и здоровью человека:

Оценка риска воздействия шума

Оценка риска воздействия шума необходима для рабочих мест, где уровень шума превышает 80 дБа. Законодательно проведение такой оценки регламентируется №52-ФЗ от 30.03.1999, ТК РФ №197-ФЗ от 30.12.2001 п.3.2.6. и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Результатом проведения оценки риска воздействия шума является оформленные в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.

  • При проведении работ по оценке риска воздействия шума и составлении соответствующего отчета и заключения необходим анализ тех. документации.
  • Проведение измерений с указанием перечня рабочих мест конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
  • Предоставление профмаршрута работников с указанием вредного фактора и длительности работы на каждом рабочем месте.
  • Краткое описание техпроцесса на рабочих местах.
  • Предоставление протоколов измерений факторов рабочей среды в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда.
  • Выписки из амбулаторной карты за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии.
  • Данные о возникновении профессиональных заболеваний работников за последние 5 лет.
Ваш объект 1 / 2 класса опасности?
Не уверены нужна ли оценка?

Когда нужно делать оценку риска для здоровья населения при разработке проекта санзоны

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценку риска здоровью населения необходимо разрабатывать для:

  • промышленных объектов и производств I и II классов опасности;
  • групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.

НЕ НАДО делать оценку (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий;
  • для животноводческих и птицеводческих предприятий;
  • для кладбищ.

Оценка риска для проекта СЗЗ

Сделаем проект, получим положительное согласование

Кто будет разрабатывать оценку риска

Анастасия Руководитель отдела СЗЗ

Никита сотрудник Техоборонэксперт

Мария сотрудник Техоборонэксперт

Основные этапы выполнения оценки риска для санитарно-защитной зоны

Базовые этапы оценки в соответствии с методологией:

Этап 1идентификация опасности

На этапе идентификации опасности:

  • осуществляется оценка полноты и достоверности имеющихся данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
  • приводится характеристика исследуемой территории;
  • определяется широта охвата исследований по оценке риска.

Затем проводится сбор и анализируется информация об источниках, составе и условиях загрязнения атмосферного воздуха на исследуемой территории, который включается в себя:

  • краткое описание технологического процесса промышленной площадки;
  • составление характеристики качественного и количественного состава выбросов предприятия.

Вещества, рекомендуемые к включению в перечень приоритетных:

  • канцерогенные;
  • вещества, имеющие высокий ранг сравнительной не канцерогенной опасности;
  • вещества, имеющие значительный вклад в валовый выброс;
  • вещества, включенные в перечни приоритетных загрязнителей и особо опасных веществ;
  • вещества, для которых имеются сведения о фоновых концентрациях.

Затем приводится характеристика неопределенностей.

Основными источниками неопределенностей этапа идентификации опасности являются: неполные или неточные сведения об источниках загрязнения окружающей среды, качественных и количественных характеристиках эмиссий химических веществ; ошибки в прогнозе транспорта химических веществ в окружающей среде; слабая доказательность или отсутствие данных о вредных эффектах у человека.

Основные неопределенности, связанные с идентификацией опасности химических канцерогенов, обусловлены отсутствием единого подхода к оценке канцерогенного риска для человека. В настоящем проекте при оценке канцерогенного потенциала использовались две классификации канцерогенов: Международного агентства по изучению рака (МАИР) и Агентства по охране окружающей среды США U.S.EPA. Вместе с тем, несмотря на принципиальное сходство структуры этих классификаций, для некоторых веществ группы канцерогенности по МАИР и U.S.EPA могут различаться. В связи с этим, совместно рассматривая оценки степени доказанности канцерогенности, рекомендованные этими агентствами, выбирались те, которые являются более жесткими.

При анализе опасностей неканцерогенных эффектов источником неопределенности является наличие расхождений в величинах российских ПДК, международных и зарубежных референтных уровнях.

Для 3 веществ (ртути соединения водо- и плохо-растворимые, керосин, барий оксид) класс опасности не определен. Они нормированы по ОБУВ (СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»). Эти вещества составляют 3,25% от общего объема выбросов предприятия. При выполнении работы отсутствие ПДКмр/ПДКсс/ПДКсг вышеуказанных веществ является значительной неопределенностью, которая может привести к недооценке реальных уровней риска для населения. В связи с этим, предприятию рекомендуется принять меры по разработке ПДК и методов контроля в атмосферном воздухе для указанных веществ.

Все вышеперечисленное может повлиять на результаты ранжирования и далее на результаты.

Этап 2 оценка зависимости “доза-эффект” (или доза-ответ);

Оценка зависимости «доза – ответ» является одним из определяющих этапов в процессе оценки риска воздействия химических веществ на здоровье человека. Оценка зависимости “доза-ответ” – это процесс количественной характеристики токсикологической информации и установления связи между воздействующей дозой (концентрацией) загрязняющего вещества и случаями вредных эффектов в экспонируемой популяции. Анализ зависимости “доза-ответ” предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при действии данного вещества, выявление наименьшей дозы, вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, и определение интенсивности возрастания эффекта при увеличении дозы.

Оценка реальной опасности вредных эффектов вследствие хронического воздействия химических веществ опирается в основном на два типа эффектов: канцерогенные и неканцерогенные.

Могут использоваться разные модели воздействия “доза-эффект”:

  • пороговая (применяются ПДК и их аналоги, принцип референтные концентрации и дозы);
  • беспороговая (применяется при оценке канцерогенного риска, результат носит количественный характер).

Этап 3 Моделирование загрязнения атмосферного воздуха или физического фактора и оценка экспозиции

На данном этапе необходимо получить информацию об уровнях реальной или потенциальной дозовой нагрузки (экспозиции) в настоящем или будущем времени со стороны интересующей группы населения в зоне влияния.

Виды воздействия по длительности экспозиции:

  • острое - при продолжительности воздействия менее 2 недель;
  • подострое - при продолжительности воздействия до 7 лет;
  • хроническое - при продолжительности воздействия более 7 лет.

При обосновании размеров СЗЗ чаще всего применяются математические модели расчета концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Услуги по получению лицензии по обращению с опасными отходами

Поможем с подготовкой документов и с получением лицензии

Этап 4 Характеристика риска (анализ полученных результатов)

Приводится характеристика полученного результата. Риск не может быть равен 0, всегда положительная величина. 

Критерии приемлемого риска:

  • для пороговой модели (неканцерогенный риск) приемлемая величина - не более 1.0;
  • для беспороговой модели (канцерогенный риск) - от 1.0e-06 до 1.0e-04.

Итоги оценки риска: размер предлагаемой санитарно-защитной зоны подтверждает приемлемые значения или требуется ее корректировка.

При оценке уровней канцерогенного риска руководствовались следующими критериями: Первый диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни, равный или меньший 1×10-6, что соответствует одному дополнительному случаю серьезного заболевания или смерти на 1 млн. экспонированных лиц) характеризует такие уровни, которые воспринимаются всеми людьми, как пренебрежимо малые, не отличающиеся от обычных, повседневных (уровень De minimis). Подобные риски не требуют никаких дополнительных мероприятий по их снижению и их уровни подлежат только периодическому контролю.

Второй диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни более 1х10-6, но менее 1х10-4) соответствует предельно допустимому риску, т.е. верхней границе приемлемого. Именно на этом уровне установлено большинство зарубежных и рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения. Данные уровни подлежат постоянному контролю. Они характеризуют допустимый уровень риска.

Третий диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни более 1х10-4, но менее 1х10-3) неприемлем для населения в целом. Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий. Планирование мероприятий по снижению рисков в этом случае должно основываться на результатах более углубленной оценки различных аспектов существующих проблем и установлении степени их приоритетности по отношению к другим гигиеническим, экологическим, социальным и экономическим проблемам на данной территории.

Четвертый диапазон (индивидуальный – в течение всей жизни, равный или более 1х10-3) неприемлем ни для населения, ни для профессиональных групп. Данный диапазон обозначается как De manifestis Risk и при его достижении необходимо давать рекомендации для лиц, принимающих решения о проведении экстренных оздоровительных мероприятий по снижению риска.

Заключение содержит в себе краткую выжимку из всех разделов оценки риска, оно подводит итог работе, а также включает в себя перечень всех неопределенностей, которые могут привести к недооценке реальных рисков на исследуемой территории.

Приложение должно содержать отчёт рассеивания и использованные в нём фоновые справки, иные использованные при оценке риска материалы.

Не смотря на существование специализированных программ для расчёта риска при разработке проекта оценки, классическим способом проведения расчетов является расчет в Excel, так как работа в нём позволяет проследить за каждым этапом и отследить ошибки.

Оценка риска (ОР) для здоровья населения – это большой, трудоемкий проект, позволяющий провести оценку рисков, возникающих из-за выбросов предприятия или группы предприятий. ОР может содержать оценку от острого воздействия, при наличии залповых выбросов. Если в районе размещения предприятия есть возможность провести анализ влияния предприятия на заболеваемость населения, то ОР должна включать и его. На практике провести такой анализ в большинстве случаев не представляется возможным, так как отсутствует статистика по заболеваемости населения на годы, когда предприятие еще не функционировало или когда предприятие является проектируемым и такой анализ может быть проведен только по прошествии нескольких лет его функционирования. Также в крупных городах такой анализ может давать некорректные результаты, так как в одно и то же время может появиться сразу несколько предприятий как с идентичным составом выбросов, так и с различным, но влияющим на одни системы органов.

Сотрудничая с нашей компанией, Вы будете развивать свой бизнес, а не оплачивать штрафы и претензии за нарушения в области охраны природы и здоровья человека:

  • проекты по экологии делаем в соответствии с действующим законодательством и обязательно доводим до положительного согласования с контролирующими органами;
  • проектно-экологическая компания Ваш ЭКОЛОГ — самостоятельная компания, у нас нет посредников. Посредничество завышает цены и размывает качество услуг;
  • мы беремся за проект, когда изначально уверены в успехе. А если имеются сложности или возможные риски, предупреждаем клиента до заключения договора;
  • стоимость услуг рассчитывается в зависимости от результата и учитываем все возможные расходы.

Согласование оценки риска для СЗЗ

Проект оценки риска оформляется отдельным томом проекта санитарно-защитной зоны и является приложением к нему. Он должен быть согласован в аккредитованном органе инспекции и подан в Роспотребнадзор вместе с СЗЗ.

Сколько по времени делаете оценку риска?

В среднем разработка занимает 3-5 рабочих дней.

Каким требованиям санитарно-гигиенического законодательства дожен соответствовать проект ОР?

При разработке проекта ОР для здоровья населения  необходимо пользоваться руководством по ОР для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (P 2.1.10.1920-04)

Где проходит экспертизу проект ОР для СЗЗ?

Экспертизу оценки риска можно пройти в любом аккредитованном органе инспекции, в том числе в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии. Срок экспертиза от 1 до 2 месяцев.

Когда не требуется ОР?

При разработке проекта СЗЗ для объекта  ОР для населения не требуется в случаях, которые устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:

  • если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную Санитарно-защитную зону до границ заселенных территорий;
  • не требуется для объектов птицефабрик и в животноводстве;
  • также не производится для мест захоронения.
Когда нужно делать проект Санитарно-Защитной Зоны?

Основанием для разработки проекта СЗЗ являются следующие нормативные документы:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.