Разработка СЗЗ — один из важных и сложных проектов для предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух, физических и иных факторов.

Разработка / согласование / утверждение СЗЗ

Цена от 30 000 рублей

Срок 5 рабочих дней

CAPTCHA image
отдел СЗЗ

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ должно обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать (п. V СанПиН):

  • жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
  • ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
  • территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективные или индивидуальные дачные участки;
  • спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Кому нужно разрабатывать проект санитарной зоны

Требования по установлению санитарно-защитной зоны устанавливаются на основании:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
  2. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями)
  3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с последними изменениями)
  4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

ВАЖНО! Требования СанПиНа распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящимся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального  назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 0,1 ПДУ.

Однако, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На практике проект СЗЗ разрабатывается для объектов:

  • вновь строящихся (для получения отвода на земельный участок) или реконструируемых;
  • в случае, если СЗЗ не установлена (Вы не можете найти свой вид деятельности в санитарной классификации СанПиН) и жилой застройки (жилые дома, огороды, садовые участки) находится в непосредственной близости к объекту;
  • если СЗЗ нужно уменьшить, т.к. попадает жилая застройка или территория садово-огородных участков;
  • есть жалобы от населения.

Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий

В соответствии с СанПиН предприятия и промышленные объекты классифицируются по видам деятельности, в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:

  • I класс опасности (чрезвычайно опасные) — от 1000 метров;
  • II класс опасности (высоко) — от 500 метров;
  • III класс опасности (умеренно) — от 300 метров;
  • IV класс опасности (мало) — от 100 метров;
  • V класс опасности (практически не опасные) — от 50 метров.

ВАЖНО! 14 марта 2022 г. вступило в силу Постановление главного гос. санитарного врача №7 от 28.02.2022, с которым внесены существенные правки в санитарную классификацию предприятий.

Санитарно-защитную можно сократить. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ (т.е. согласование проекта осуществляется в Москве).

Размер СЗЗ для предприятий II-V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта). II класс разрешается согласовывать на месте с 14 марта 2022 г. Приказом Роспотребнадзора от 09.03.2022 №84.

Этапы разработки и согласования проекта СЗЗ под ключ

1. Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума, образуемых отходов;

2. Разработка проекта, утверждение с заказчиком;

3. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или аттестованными аккредитованными организациях (данная экспертиза платная);

4. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора;

5. Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума согласно плану-графику, указанному в проекте СЗЗ по выбранным ингредиентам/параметрам;

6. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект окончательной (установленной) СЗЗ с учетом проведенных замеров.

7. Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН.

8. Зонирование территории Санитарно-Защитной Зоны.

СЗЗ
Статьи о СЗЗ

Внесение СЗЗ в ЕГРН

Срок разработки проекта Санитарно-защитной зоны составляет 5-7 рабочих дней со дня предоставления всех исходных данных. Срок согласования составляет 3-4 месяца.

Пример проекта СЗЗ:

CAPTCHA image

Штраф за отсутствие проекта Санитарно-защитной зоны

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юр. лиц — от 10 000 до 20 тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований для осуществления градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного наказания:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных — от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических — от 20 тыс. до 100 тыс. руб.

RSS Новости

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия.

Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно Методам расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной санзоны.

К источникам физического воздействия относят: шум, вибрацию, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д. Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Приказу Минприроды от 7 августа 2018 года N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для предприятия ранее с целью нормирования, если с момента ее проведения не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект СЗЗ), если СЗЗ устанавливается для действующего объекта, необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта аттестованной аккредитованной лабораторией на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ. Ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для 1-2/3-5 классов предприятий. 30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов.

Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ в границах населенного пункта не могут быть выдержаны. Это объясняется тем, что предприятия окружены различными объектами, в том числе жилыми домами. Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

Провести измерения на границе СЗЗ для проектируемого объекта нет возможности. ПП РФ № 222 говорит о необходимости проведения измерений на границе установленной СЗЗ для построенного или реконструированного объекта в течение года для подтверждения того, что на ее границе нет превышений. То же самое касается ликвидированного промышленного объекта для того, чтобы действие санзоны отменить и удалить ее с кадастровой карты, а также ситуации, когда нужно сократить СЗЗ по разным причинам.

Если это строящийся или реконструируемый объект, то при начале строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении СЗЗ. При этом согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство можно получить, только имея на руках копию решения об установлении СЗЗ. На данный момент на это требование наложена отсрочка до 1 января 2022 года, срок уже истекает.

В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ, а в ПП РФ № 222, п. 5 перечислено то, что запрещено размещать в границах СЗЗ. Помимо этого, согласно постановлению № 3, в пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

Санитарно-защитная зона – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Ранее требовалось, чтобы предприятие провело зонирование и организацию территории СЗЗ. При этом применялось ее озеленение и прочие методы организации. Сейчас того требования уже нет. Территория СЗЗ – это не территория предприятия, оно не имеет права там что-то строить и вести хозяйственную деятельность. Это просто территория ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования. При этом на ней могут быть другие объекты и собственники. Это не должно противоречить требованиям СанПиН и ПП РФ № 222.

Предприятия обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов (ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ) обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе где установлена санитарно-защитная зона. При исследованиях учитываются характеристики производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.

При осуществлении производственного контроля должны применяться правила отбора проб и методы их исследований и измерений. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории, либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

С недавнего времени, а именно с момента издания постановления № 222, в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Теперь границы СЗЗ устанавливаются Решением Роспотребнадзора, после чего наносятся на публичную кадастровую карту района. При этом границы должны быть представлены в проекте в системе координат ЕГРН. Это добавило работы разработчикам проекта СЗЗ. Теперь необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку.

В документе содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек. С помощью них можно привязать карту предприятия к системе координат ЕГРН. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку санзоны жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. До сих пор такая практика была повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя III класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

 

  • животных отходов
  • по переработке отходов
  • отходов размол томасшлака
  • отходов производства
  • сельскохозяйственных отходов

Размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается нормируемая территория жилой зоны или иная, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДК и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере санзоны не превышают нормативных размеров. Кроме того, размер СЗЗ можно и увеличить относительно ориентировочного при необходимости.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ. Согласно постановлению № 222 и новому постановлению № 3 контроль на границе СЗЗ должен проводиться в соответствии с порядком организации контроля, утвержденным Роспотребнадзором. Однако до сих пор такого нормативного документа, определяющего этот порядок, не существует.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, границы СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

Нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

 Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне, не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

Решением Верховного Суда России от 17 июня 2021 г. N АКПИ21-323 пункт 11 (для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются) признан не противоречащим действующему законодательству в той мере, в какой он позволяет не устанавливать разрывы для гостевых автостоянок до фасадов жилых домов и торцов с окнами, а также территорий школ.