Разработка СЗЗ — один из важных и сложных проектов для предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух, физических и иных факторов.

Разработка / согласование / утверждение СЗЗ

Цена от 30 000 рублей

Срок 5 рабочих дней

CAPTCHA image
отдел СЗЗ

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ должно обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональном назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать (п. V СанПиН):

  • жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
  • ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
  • территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективные или индивидуальные дачные участки;
  • спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Кому нужно разрабатывать проект санитарной зоны

Требования по установлению санитарно-защитной зоны устанавливаются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
  2. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями)
  3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с последними изменениями)
  4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

ВАЖНО! Требования СанПиНа распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального  назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 0,1 ПДУ.

Однако, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На практике проект СЗЗ разрабатывается для объектов:

  • вновь строящихся (для получения отвода на земельный участок) или реконструируемых;
  • в случае, если СЗЗ СанПиНом не установлена (Вы не можете найти свой вид деятельности в санитарной классификации СанПиН) и жилая застройка (жилые дома, огороды, садовые участки) находится в непосредственной близости к объекту;
  • если СЗЗ нужно уменьшить, т.к. попадает жилая застройка или садово-огородные участки;
  • есть жалобы от населения.

Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий

В соответствии с СанПиН предприятия и промышленные объекты классифицируются по видам деятельности, в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:

  • I класс опасности (чрезвычайно опасные) — от 1000 метров;
  • II класс опасности (высоко) — от 500 метров;
  • III класс опасности (умеренно) — от 300 метров;
  • IV класс опасности (мало) — от 100 метров;
  • V класс опасности (практически не опасные) — от 50 метров.

ВАЖНО! В марте 2022 г. вступило в силу Постановление главного гос. санитарного врача №7 от 28.02.2022, которое внесло существенные правки в санитарную классификацию предприятий.

Санитарно-защитную можно сократить. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ (т.е. согласование проекта осуществляется в Москве).

Размер СЗЗ для предприятий II-V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта). II класс разрешили согласовывать на места в марте 2022 г. Приказом Роспотребнадзора от 09.03.2022 №84.

Этапы разработки и согласования проекта СЗЗ под ключ

1. Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума, образуемых отходов;

2. Разработка проекта, утверждение с заказчиком;

3. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или в аттестованных аккредитованных организациях (данная экспертиза платная);

4. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора;

5. Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума согласно плану-графику, установленному в проекте СЗЗ по выбранным ингредиентам/параметрам;

6. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект окончательной (установленной) СЗЗ с учетом проведенных замеров.

7. Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН.

8. Зонирование территории Санитарно-Защитной Зоны.

СЗЗ
Статьи о СЗЗ

Внесение СЗЗ в ЕГРН

Срок разработки проекта Санитарно-защитной зоны составляет 5-7 рабочих дней со дня предоставления всех исходных данных. Срок согласования составляет 3-4 месяца.

Пример проекта СЗЗ:

CAPTCHA image

Штраф за отсутствие проекта Санитарно-защитной зоны

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юр. лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного наказания:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных — от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических — от 20 000 до 100 000 руб.

RSS Новости

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия.

Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно Методам расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной санзоны.

К источникам физического воздействия относят: шум, вибрацию, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д. Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Приказу Минприроды от 7 августа 2018 года N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для предприятия ранее с целью нормирования, если с момента ее проведения не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект СЗЗ), если СЗЗ устанавливается для действующего объекта, необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта аттестованной аккредитованной лабораторией на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ. Ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для 1-2/3-5 классов предприятий. 30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов.

Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ в границах населенного пункта не могут быть выдержаны. Это объясняется тем, что предприятия окружены различными объектами, в том числе жилыми домами. Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

Провести измерения на границе СЗЗ для проектируемого объекта нет возможности. ПП РФ № 222 говорит о необходимости проведения измерений на границе установленной СЗЗ для построенного или реконструированного объекта в течение года для подтверждения того, что на ее границе нет превышений. То же самое касается ликвидированного промышленного объекта для того, чтобы действие санзоны отменить и удалить ее с кадастровой карты, а также ситуации, когда нужно сократить СЗЗ по разным причинам.

Если это строящийся или реконструируемый объект, то при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении СЗЗ. При этом согласно Градостроительному кодексу, разрешение на строительство можно получить, только имея на руках копию решения об установлении СЗЗ. На данный момент на это требование наложена отсрочка до 1 января 2022 года, срок уже истекает.

В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ, а в ПП РФ № 222, п. 5 перечислено то, что запрещено размещать в границах СЗЗ. Помимо этого, согласно постановлению № 3, в пределах земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

Санитарно-защитная зона – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Ранее требовалось, чтобы предприятие провело зонирование и организацию территории СЗЗ. При этом применялось ее озеленение и прочие методы организации. Сейчас того требования уже нет. Территория СЗЗ – это не территория предприятия, оно не имеет права там что-то строить и вести хозяйственную деятельность. Это просто территория ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования. При этом на ней могут быть другие объекты и собственники. Это не должно противоречить требованиям СанПиН и ПП РФ № 222.

Предприятия обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов (ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ) обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе где установлена санитарно-защитная зона. При исследованиях учитываются характеристики производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.

При осуществлении производственного контроля должны применяться правила отбора проб и методы их исследований и измерений. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории, либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

С недавнего времени, а именно с момента издания постановления № 222, в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Теперь границы СЗЗ устанавливаются Решением Роспотребнадзора, после чего наносятся на публичную кадастровую карту района. При этом границы должны быть представлены в проекте в системе координат ЕГРН. Это добавило работы разработчикам проекта СЗЗ. Теперь необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку.

В документе содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек. С помощью них можно привязать карту предприятия к системе координат ЕГРН. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку санзоны жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. До сих пор такая практика была повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя III класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

 

  • животных отходов
  • по переработке отходов
  • отходов размол томасшлака
  • отходов производства
  • сельскохозяйственных отходов