Проект СЗЗ
Разработка / согласование

от 75 000 руб.

Срок от 5 месяцев

Анастасия Калнышева - руководитель отдела СЗЗ

В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с ограниченным режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – один из сложных проектов для предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух химических, физических и иных факторов.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона — специальная зона с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ должен обеспечивать снижение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

На размеры санитарно-защитной зоны влияет много различных факторов:

  • оценка уровней воздействия предприятий на атмосферный воздух;
  • анализ шумового воздействия и вибраций;
  • учет источников электромагнитного излучения;
  • наличие в пределах ориентировочной санитарно-защитной зоны с/х территории, детских лагерей, спортивных и оздоровительных сооружений и жилых зон, а также другой нормируемой территории, оценивается влияние предприятия на данные территории.

Уровень влияния объекта негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду определяется на основании расчетов и инструментальных измерений. Затем полученные результаты сравниваются с нормативно-правовыми актами, которыми утверждены нормы гигиены (СанПин): СанПиН 2.1.3684-21  и СанПиН 1.2.3685-21.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона –  защитный барьер, гарантирующий безопасность населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Раздел V СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко указывает, что не допускается размещать в санитарно-защитной зоне:

  • жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
  • ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
  • садоводческие товарищества и территории коттеджной застройки;
  • коллективные или индивидуальные дачные участки;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;
  • объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
  • объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения воды для питья, которые могут повлиять на качество продукции.

Кому надо разрабатывать проект санитарной зоны

Требования для установления санитарно-защитной зоны распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию новых, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального  назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., которые являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, если за контурами этих объектов формируется воздействие, превышающее нормы СанПиН.

Источники воздействия на среду обитания и здоровье человека – хозяйствующие субъекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 1 ПДУ.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения в соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96 «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На практике проект СЗЗ разрабатывается:

  • для вновь строящихся объектов (для получения земельного отвода) или находящихся на реконструкции;
  • в случае, если СЗЗ не установлена и селитебная зона находится в непосредственной близости к объекту;
  • если СЗЗ надо уменьшить, т.к. попадает жилая застройка или садово-огородные товарищества;
  • если есть жалобы от населения.

Согласно Земельному кодексу РФ санитарно-защитная зона является одной из зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” жестко регламентирует кому, когда и какую работу с проектом санитарно-защитной зоны как одной из зон ЗОУИТ необходимо  провести.

Пункт статьи 26
федерального закона от 03.03.2018 № 342-ФЗ
Что надо сделать
п.14, п. 17Если до 1 января 2025 года СЗЗ не установлена, нужно в срок до 1 января 2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ
п. 8 - 9Если до 01.01.2025 на объекте установлена СЗЗ, а также утверждено описание местоположения границ СЗЗ, или границы СЗЗ обозначены на местности, она считается установленной на срок до 1 января 2028 г.
п. 12Если 01.01.2025 границы СЗЗ установлены, но не внесены в госреестр недвижимости, правообладатель такого объекта направляет сведения о СЗЗ в ЕГРН самостоятельно в срок до 1 января 2028 года.
п. 13Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены примерные, расчетные (предварительные) СЗЗ в срок до 1 октября 2024 г должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении или прекращении СЗЗ
п. 13С 01.01.2025 установленные ранее ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют

Решение об установлении СЗЗ

Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка направляет в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека лично (или через представителя) или по почте на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением:

  • проекта санитарно-защитной зоны;
  • экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны;
  • доверенность от правообладателя на представление интересов в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • результаты натурных исследований, проведенных в соответствии с план-графиком.

Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий

В соответствии с СанПиН предприятия и промобъекты классифицируются по видам деятельности, а в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:

I класс опасностичрезвычайно опасные 1000 метров
II класс опасности
высокоопасные500 метров
III класс опасностиумеренно опасные300 метров
IV класс опасности малоопасные100 метров
V класс опасностипрактически неопасные50 метров

14 марта 2022 г. вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7, которым внесены существенные правки в классификацию предприятий СанПиНа 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Санитарно-защитную зону можно сократить. Это допустимо, когда по результатам рассеивания приземных концентраций, расчетов шума и натурных исследований отсутствуют превышения гигиенических нормативов. Таким образом можно сократить СЗЗ в направлении жилых построек и рекреационных зон.

Размер  СЗЗ для предприятий I класса опасности может быть изменен Главн. гос. санитарным врачом Российской Федерации (т.е. согласование изменения СЗЗ в таких случаях осуществляется в Москве), а для предприятий II-V классов опасности – субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта).

Изменения СЗЗ для  предприятий II класса стало возможно согласовывать на месте в территориальном органе с 13 марта 2022 года, с момента вступления в силу Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 года № 84 “Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”.

Обратите внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ.

Из чего состоит проект СЗЗ

Проект санитарно-защитной зоны содержит следующую информацию и материалы:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
  • сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), в том числе в электронном виде);
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
  • обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте “б” пункта 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрены такие ограничения использования земельных участков).

Этапы разработки под ключ

  • Иконка 1 Поступление начальных данных для разработки СЗЗ.
  • Иконка 2 Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума.
  • Иконка 3 Разработка проекта СЗЗ (пояснительная записка, графические данные, приложения) и утверждение заказчиком.
  • Иконка 4 Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или в других аккредитованных организациях (экспертиза - платная услуга).
  • Иконка 5 Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума в соответствии с планом, указанных в проекте СЗЗ.
  • Иконка 6 Получение сан-эпидзаключения в Управлении Роспотребнадзора.
  • Иконка 7 Разрешение на установление санитарно-защитной зоны в Управлении Роспотребнадзора.
  • Иконка 8 Внесение сведений о границах СЗЗ в госреестра недвижимости.
  • Иконка 9 Зонирование территории санитарно-защитной зоны

Пример проекта СЗЗ:

  • Срок разработки проектов санитарно-защитной зоны от 5-7 рабочих дней со дня предоставления всех данных.
  • Срок согласования составляет 3-4 месяца.

Штрафы за отсутствие санитарно-защитной зоны

Статья 6.3 КоАП РФ указывает, что нарушение действующих СанПиНов, невыполнение санитарно-гигиенических и других мероприятий, влечет предупреждение или наложение штрафа:

на граждан в размере от 100 до 500 рублей;

на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юрлиц — от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление на срок до 90 суток.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального ремонта, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, прекращении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства будет предупреждение или наложение административного наказания:

на граждан — от 1 000 до 2 000 руб

на ИП от 2 000 до 5 000 рублей;

на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Почему Вы выберете нас

Наши преимущества:

  • Проект СЗЗ разрабатывают эксперты в этой области
  • Наличие системы контроля выполнения работы и страхования ответственности
  • Одинаково качественно работаем с простыми и сложными объектами
Общее фото

Экологи, которые всегда получают положительное решение на проект установления СЗЗ

Анастасия Руководитель отдела СЗЗ

Никита сотрудник Техоборонэксперт

Мария сотрудник Техоборонэксперт

Светлана сотрудник Техоборонэксперт

Кейсы

материалы измерений и контроль данных

контроль и экспертиза физического состояния промышленных объектов

экологические исследования

эпидемиологическая экспертиза

со дня обращения

контроль результатов измерений 

охраной объекта строительства

орган промышленных измерений

параметры измерений результатов

охрана объекта строительства

результатов измерений на объектах строительства

решение органа контроля объекта

охрана строительства промышленных предприятий

уровней строительства

технической документации объектов

обязательные показатели строительства

разработать порядок действия

определяет объект выполнения

объекты действия

эпидемиологического заключения

с учетом правил проведения

нормативные акты РФ

государственное эпидемиологическое исследование

заключение в электронном формате

постановление Правительства РФ

постановление о проведении государственной экспертизы

заключение по результатам проверок

государственной регистрации юридических лиц

государственный реестр недвижимости

электронных технологий