Содержание
ЧТО ТАКОЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА (СЗЗ)?
Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Размер СЗЗ должно обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональном назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать (п. V СанПиН):
- жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
- ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
- территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки;
- спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения;
- лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
КТО ДОЛЖЕН РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОЕКТ СЗЗ
Требования по установлению санитарно-защитной зоны устанавливаются:
- Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями)
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с последними изменениями)
Требования СанПиНа распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 0,1 ПДУ.
Однако, в соответствии со статьей 16 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
На практике проект СЗЗ разрабатывается для объектов:
- вновь строящихся (для получения отвода на земельный участок) или реконструируемых;
- в случае, если СЗЗ СанПиНом не установлена (Вы не можете найти свой вид деятельности в санитарной классификации СанПиН) и жилая застройка (жилые дома, огороды, садовые участки) находится в непосредственной близости к объекту;
- если СЗЗ нужно уменьшить, т.к. попадает жилая застройка или садово-огородные участки;
- есть жалобы от населения.
РАЗМЕРЫ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с СанПиН предприятия и промышленные объекты классифицируются по видам деятельности, в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:
- I класс опасности (чрезвычайно опасные) — от 1000 метров;
- II класс опасности (высоко опасные) — от 500 метров;
- III класс опасности (умеренно опасные) — от 300 метров;
- IV класс опасности (мало опасные) — от 100 метров;
- V класс опасности (практически не опасные) — от 50 метров.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых СанПиН не установлены размеры СЗЗ и санитарные разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п. 2.1 СанПиН).
Санитарно-защитную можно сократить. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ (т.е. согласование проекта осуществляется в Москве).
Размер СЗЗ для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта).
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА СЗЗ ПОД КЛЮЧ
1. Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума, образуемых отходов;
2. Разработка проекта СЗЗ, утверждение с заказчиком;
3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта СЗЗ в ФБУЗ ЦГСЭН или в аттестованных аккредитованных организациях (данная экспертиза платная);
4. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора;
5. Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума согласно плану-графику, установленному в проекте СЗЗ по выбранным ингредиентам/параметрам;
6. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект окончательной (установленной) СЗЗ с учетом проведенных замеров.
7. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план.
8. Зонирование территории СЗЗ.
![]() |
Срок разработки составляет 5-7 рабочих дней со дня предоставления всех исходных данных. Срок согласования составляет 3-4 месяца.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА СЗЗ:
Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
- на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.