Проект СЗЗ
Разработка / согласование

от 75 000 руб.

Срок от 5 месяцев

  • Оценка риска
  • Подтверждение границ
  • Внесение в ЕГРН
Анастасия Калнышева - руководитель отдела СЗЗ

В целях обеспечения безопасности населения около объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория, размер которой способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – проект предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух химических, физических и иных факторов.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона — специальная зона с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ обеспечивает воздействие загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) в пределах значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных ими, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

На размеры санитарно-защитной зоны влияет много различных факторов:

  • уровни воздействия предприятий на атмосферный воздух;
  • уровень шумового воздействия и вибраций;
  • уровень электромагнитного излучения;
  • наличие в пределах ориентировочной санитарно-защитной зоны нормируемой территории; проводится оценка расположения данных территорий в границах ориентировочной санзоны.

Уровень влияния объекта негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду определяется на основании расчетов и инструментальных измерений. Затем эти результаты сравниваются с требованиями нормативно-правовых актов (СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона – барьер защиты, гарантирующий безопасность населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не допускает размещение в санитарно-защитной зоне:

  • жилой застройки (включая отдельные жилые дома);
  • зон отдыха, курортов, санаториев, домов отдыха;
  • садоводческих товариществ и коттеджной застройки;
  • дачных участков;
  • учреждений общего пользования;
  • объектов производства, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
  • объектов пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения воды для питья, которые могут повлиять на качество продукции.

Наши услуги

Все услуги

Кому нужен проект санитарной зоны

Требования для установления санитарно-защитной зоны распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию новых, реконструируемых объектов и производств, которые являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, если за пределами границы этих объектов формируется воздействие, выше нормы СанПиН.

Источники воздействия на среду обитания и здоровье человека – производственные объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 1 ПДУ.

В целях охраны атмосферного воздуха для населения в соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96 «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На практике проект разрабатывается:

  • для вновь строящихся объектов или находящихся на реконструкции;
  • для объектов, являющихся источниками негативного воздействия;
  • в случае выявления превышений гигиенических нормативов за пределами границы объекта.

Санитарно-защитная зона является одной из зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» жестко регламентирует кому, когда и что с проектом санитарно-защитной зоны необходимо проводить.

ПЧто делать
п.14, п. 17Если до 01.01.2025 СЗЗ не установлена, нужно до 01.01.2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении границ
п. 8 - 9Если до 01.01.2025 на объекте установлена СЗЗ, описание места положения границ или границы обозначены на местности, она считается установленной до 01.01.2028 г.
п. 12Если 01.01.2025 границы СЗЗ установлены, но не внесены в ЕГРН, необходимо отправить сведения о СЗЗ самостоятельно до 01.01.2028
п. 13Собственники зданий, сооружений, для которых были определены примерные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2024 г должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении или прекращении СЗЗ

Решение об установлении СЗЗ

Для получения решения об установлении СЗЗ направляется в Роспотребнадзор лично (или через представителя) или по почте на бумажном носителе либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением:

  • проекта санитарно-защитной зоны;
  • экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны;
  • доверенность на представление интересов в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия;
  • результаты натурных исследований, согласно разработанного план-графика.

Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий

В соответствии с СанПиН предприятия и промобъекты классифицируются по деятельности, а в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:

I класс опасностичрезвычайно опасные 1000 м
II класс опасности
высокоопасные500 м
III класс опасностиумеренно опасные300 м
IV класс опасности малоопасные100 м
V класс опасностипрактически неопасные50 м

14 марта 2022 г. вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7, с существенными правками в классификацию предприятий (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Санитарно-защитную зону можно сократить в направлении жилых построек и рекреационных зон, когда результаты рассеивания приземных концентраций, расчетов шума и натурных исследований позволяют оценить предлагаемый размер СЗЗ достаточным для безопасной эксплуатации объекта

Размер  СЗЗ для предприятий I класса опасности может быть изменен решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (т.е. согласование в таких случаях осуществляется в Москве), а для предприятий II-V классов опасности – субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения производственного объекта).

Изменения СЗЗ для предприятий II класса с 13 марта 2022 года возможно согласовывать на месте в территориальном органе (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 года № 84 «Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Обратите внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим ее размеры.

  • Для подтверждения расчетов требуется провести замеры!

Из чего состоит проект СЗЗ

Проект санитарно-защитной зоны содержит следующую информацию и материалы:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
  • сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья;
  • перечень ограничений использования участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
  • обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» п. 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья (в случае, если в проекте не предусмотрены такие ограничения).

Этапы разработки

  • Иконка 1 Поступление начальных данных для разработки СЗЗ.
  • Иконка 2 Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума.
  • Иконка 3 Разработка проекта СЗЗ (пояснительная записка, графические данные и т. д.) и утверждение заказчиком.
  • Иконка 4 Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или в другой аккредитованной организации (экспертиза платная).
  • Иконка 5 Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума в соответствии с планом, указанных в проекте СЗЗ.
  • Иконка 6 Получение санэпидзаключения в Управлении Роспотребнадзора.
  • Иконка 7 Разрешение на установление санитарно-защитной зоны в Управлении Роспотребнадзора.
  • Иконка 8 Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН.
  • Иконка 9 Зонирование территории санитарно-защитной зоны

Пример проекта:

  • Срок разработки проектов санитарно-защитной зоны от 5-7 рабочих дней с предоставления всех данных.
  • Срок согласования составляет 3-4 месяца.

Штраф за отсутствие санитарно-защитной зоны

Статья 6.3 КоАП РФ за нарушение действующих СанПиНов, невыполнение санитарно-гигиенических и других мероприятий накладывает штраф:

на граждан от 100 до 500 рублей;

на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей или остановка деятельности на срок до 90 суток;

на юрлиц — от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление на срок до 90 суток.

Ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований:

на граждан — от 1 000 до 2 000 руб

на ИП от 2 000 до 5 000 рублей;

на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Почему Вы выберете нас

Наши преимущества:

  • Проект СЗЗ разрабатывают эксперты в этой области
  • Контроль выполнения работы и страхования ответственности
  • Одинаково качественно работаем с простыми и сложными объектами
Общее фото

Экологи, которые всегда получают положительное решение на проект установления СЗЗ

Анастасия Калнышева
Никита Катышев
Мария Погорельцева
Светлана Масыкина
Анна Козловская

Вопрос-Ответ

Когда нужно разрабатывать проект СЗЗ?

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия.

Что такое оценка рисков?

Для предприятий I и II классов опасности предусмотрена оценка рисков для здоровья населения. По результатам анализа устанавливается уровень риска возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии  негативных физических или химических факторов в течение года и при необходимости разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения. В случае, если размеры расчетных границ, полученные методом оценки риска, превышают нормативные размеры, но не выходя за пределы ориентировочной СЗЗ, расчетную санитарно защитную зону корректируют с учетом результатов оценки риска для здоровья населения.

Какие проблемы при самостоятельном проектировании санзоны?

  • неполный состав документации, поданной на установление границ СЗЗ;
  • отсутствие необходимых разделов, обоснований, расчетов в проекте;
  • составление проекта не в соответствии с действующим законодательством;
  • наличие в программе наблюдений на границе СЗЗ данных веществ, на которые нет аттестованных методик замеров;
  • включение в границы СЗЗ участков, запрещенных к размещению в ее пределах, или недостаточное обоснование.

К е й с ы

материалы измерений и контроль данных
проект НДВ 

Экологический сбор

установленной деятельности роспотребнадзора

перечень роспотребнадзор 

Курсы по охране труда
декларация о плате нвос

отходами кладбища

процесс технологического
овос и гоу
водхоз

календарь эколога
постановка на учет 

контроль и экспертиза физического состояния промышленных объектов

экологические исследования за отходами

эпидемиологическая экспертиза

со дня обращения

контроль результатов измерений для объекта строительства

орган промышленных измерений

основании – параметры измерений результатов

охрана объекта строительства с отходами

решение органа контроля объекта

охрана строительства промышленных предприятий

уровней строительства

технической документации объектов

обязательные показатели строительства

разработать порядок действия установленной

определяет объект выполнения

эпидемиологического заключения

с учетом правил проведения

нормативные акты РФ

государственное эпидемиологическое исследование – Санкт-Петербург

заключение в электронном формате

постановление Правительства РФ

заключение по результатам проверок

государственной регистрации юридических лиц

требования электронных технологий к экологический
правила в роспотребнадзоре на экологический
разработка и документация

замеров выбросов загрязняющих веществ

условий эксплуатации, обращения и размещения

опасных размеров

санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора