В целях обеспечения безопасности населения около объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с ограниченным режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – один из проектов для предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух химических, физических и иных факторов.
Что такое санитарно-защитная зона?
Санитарно-защитная зона — специальная зона с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Размер СЗЗ должен обеспечивать снижение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
На размеры санитарно-защитной зоны влияет много различных факторов:
Уровень влияния объекта негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду определяется на основании расчетов и инструментальных измерений. Затем полученные результаты сравниваются с требованиями из нормативно-правовых актов, которыми утверждены нормы гигиены (СанПин): СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона – защитный барьер, гарантирующий безопасность населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Раздел V СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 – не допускается размещать в санитарно-защитной зоне:
- жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
- ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
- садоводческие товарищества и территории коттеджной застройки;
- коллективные или индивидуальные дачные участки;
- лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;
- объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
- объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения воды для питья, которые могут повлиять на качество продукции.
Кому надо разрабатывать проект санитарной зоны
Требования для установления санитарно-защитной зоны распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию новых, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., которые являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, если за пределами границы этих объектов формируется воздействие, превышающее нормы СанПиН.
Источники воздействия на среду обитания и здоровье человека – хозяйствующие субъекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 1 ПДУ.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения в соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96 «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
На практике проект СЗЗ разрабатывается:
Согласно Земельному кодексу РФ санитарно-защитная зона является одной из зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” жестко регламентирует кому, когда и какую работу с проектом санитарно-защитной зоны как одной из зон необходимо проводить.
Пункт статьи 26 федерального закона от 03.03.2018 № 342-ФЗ | Что надо сделать |
---|---|
п.14, п. 17 | Если до 01.01.2025 года СЗЗ не установлена, нужно в срок до 01.01.2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении границ |
п. 8 - 9 | Если до 01.01.2025 на объекте установлена СЗЗ, а также утверждено описание местоположения границ, или границы обозначены на местности, она считается установленной на срок до 01.01.2028 г. |
п. 12 | Если 01.01.2025 границы СЗЗ установлены, но не внесены в Росреестр недвижимости, правообладатель такого объекта должен отправить сведения о СЗЗ в ЕГРН самостоятельно в срок до 01.01.2028 года. |
п. 13 | Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены примерные, расчетные (предварительные) СЗЗ в срок до 1 октября 2024 г должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении или прекращении СЗЗ |
Решение об установлении СЗЗ
Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка направляет в орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия лично (или через представителя) или по почте на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заявление об установлении санитарно-защитной зоны:
Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий
В соответствии с СанПиН предприятия и промобъекты классифицируются по видам деятельности, а в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:
I класс опасности | чрезвычайно опасные | 1000 метров |
II класс опасности | высокоопасные | 500 метров |
III класс опасности | умеренно опасные | 300 метров |
IV класс опасности | малоопасные | 100 метров |
V класс опасности | практически неопасные | 50 метров |
14 марта 2022 г. вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7, которым внесены существенные правки в классификацию предприятий СанПиНа 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Санитарно-защитную зону можно сократить в направлении жилых построек и рекреационных зон, когда по результатам рассеивания приземных концентраций, расчетов шума и натурных исследований отсутствуют превышения нормативов.
Размер СЗЗ для предприятий I класса опасности может быть изменен Главн. гос. санитарным врачом Российской Федерации (т.е. согласование изменений в таких случаях осуществляется в Москве), а для предприятий II-V классов опасности – субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта).
Изменения СЗЗ для предприятий II класса стало возможно согласовывать на месте в территориальном органе с 13 марта 2022 года, с момента вступления в силу Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 года № 84 “Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”.
Обратите внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ.
Из чего состоит проект СЗЗ
Проект санитарно-защитной зоны содержит следующую информацию и материалы:
Этапы разработки
- Поступление начальных данных для разработки СЗЗ.
- Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума.
- Разработка проекта СЗЗ (пояснительная записка, графические данные и т. д.) и утверждение заказчиком.
- Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или в других аккредитованных организациях (экспертиза - платная услуга).
- Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума в соответствии с планом, указанных в проекте СЗЗ.
- Получение сан-эпидзаключения в Управлении Роспотребнадзора.
- Разрешение на установление санитарно-защитной зоны в Управлении Роспотребнадзора.
- Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН.
- Зонирование территории санитарно-защитной зоны
Штраф за отсутствие санитарно-защитной зоны
Статья 6.3 КоАП РФ – нарушение действующих СанПиНов, невыполнение санитарно-гигиенических и других мероприятий, влечет штраф:
на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей или остановка деятельности на срок до 90 суток;
на юрлиц — от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление на срок до 90 суток.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального ремонта, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, прекращении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства будет:
на граждан — от 1 000 до 2 000 руб
на ИП от 2 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.
Почему Вы выберете нас
Наши преимущества:
Экологи, которые всегда получают положительное решение на проект установления СЗЗ
Блог Ваш эколог
К е й с ы
Читайте также
материалы измерений и контроль данных
проект НДВ
установленной деятельности роспотребнадзора
Курсы по охране труда
декларация о плате нвос
процесс технологического
овос и гоу
водхоз
календарь эколога
постановка на учет
контроль и экспертиза физического состояния промышленных объектов
экологические исследования за отходами
контроль результатов измерений для объекта строительства
основании – параметры измерений результатов
охрана объекта строительства с отходами
результатов измерений на объектах строительства
решение органа контроля объекта
охрана строительства промышленных предприятий
технической документации объектов
обязательные показатели строительства
разработать порядок действия установленной
эпидемиологического заключения
государственное эпидемиологическое исследование
заключение в электронном формате
постановление Правительства РФ
постановление о проведении государственной экспертизы
заключение по результатам проверок
государственной регистрации юридических лиц
государственный реестр недвижимости
требования электронных технологий к экологический
правила в роспотребнадзоре на экологический
разработка и документация