Вступивший в силу с 1 марта 2023 года федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ “О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил отнести продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных к побочным продуктам, призванным повышать плодородие сельхозземель в виде органических удобрений, а не считать, что это отходы, как было раньше.
Подготовка ТУ по обращению
с побочными продуктами животноводства
В рамках закона к побочным продуктам могут быть отнесены навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельхозживотных, а также подстилка, если такие продукты используются в сельскохозяйственном производстве
Кого касается?
Закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой он направлен, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.
При этом ЛПХ могут ориентироваться в своей деятельности на требования законодательства, но чтобы полноценно применять его нормы, им надо перейти в статус ИП или КФХ.
Ранее продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных подпадали под контроль федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления”, что возлагало на природопользователей:
В настоящий момент все предприятия, занимающиеся разведением сельскохозяйственных животных, могут сами определить к какой категории отнести образующиеся навоз и помет, и нести ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обработанные и переработанные побочные продукты предприятие может:
- использовать для собственных нужд (вносить в почву в качестве органического удобрения) и этим повышать плодородие сельхозземель.
- реализовать. При этом часть 5 статьи 7 федерального закона от 14.07.2022 № 248 конкретно указывает, что ООО, ИП и КФХ, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, могут реализовывать ППЖ только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, также производящим сельскохозяйственную продукцию.
Требования к обращению с побочными продуктами животноводства (ППЖ) утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 “Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства”, которое вступило в силу с 1 марта 2023 года и действует до 1 марта 2029 года.
В пункте 27 Требований закреплена обязанность по разработке ТУ. В нем прямо указано, что использование и реализация побочных продуктов животноводства осуществляются на основании технических условий, утвержденных их изготовителем, определяющих характеристики побочных продуктов животноводства, способы их обработки, переработки и условия использования, методы контроля и требования к безопасности.
Что нужно для разработки ТУ?
Для того что бы организовать на предприятии деятельность с ППЖ необходимо:
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 “Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства” установлен порядок, сроки и форма подачи уведомления и указаны разные способы, включая почтовое и личное. Электронная форма уведомления будет разработана к 1 марта 2024 г.
Уведомлять надо ежегодно, до 1 января будущего года. Например, на 2024 год надо будет подать уведомление до 31 декабря 2023 года.
ВАЖНО! Уведомление на текущий год надо подать до 1 мая 2023 года, потому что этот год переходный в реализации нового закона.
Какие трудности могут возникнуть
Даже если предприятие в установленные сроки направило уведомление и утвердило соответствующие ТУ и регламент, ему необходимо неукоснительно соблюдать требования к обращению с ППЖ. При их нарушении они могут быть признаны отходами производства и потребления в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 3256-р от 31.10.2022 “Об утверждении перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами”. В таком случае согласно части 7 статьи 5 Федерального закона № 248-ФЗ собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за обращением побочных продуктов животноводства осуществляет теруправление Россельхознадзора.
Этапы разработки ТУ
Ответственность
В настоящее время подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ проект изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (законопроект № 183338-8), который предусматривает административную ответственность за нарушение требований к побочным продуктам животноводства. После принятия и вступления в силу этих изменений за нарушение требования к передаче побочных продуктов животноводства исключительно лицам, осуществляющим сельхозпроизводство, будут предусмотрены:
Почему подготовить ТУ для ППЖ у нас удобно и выгодно
Если Вам надо подготовить техусловия по обращению с ППЖ:
предоставьте нашей компании достоверные исходные данные и оплатите услугу. Мы подготовим и проверим ТУ, не допуская ошибок, и избавим Вас от необходимости тратить время на разбирательство с цифрами и законодательством. Доверьтесь специалистам – и получите на руки документ в электронном формате.
Наша команда, которая подготовит ТУ

Полина Сидоренкова

Екатерина Никитенкова

Ирина Гусарова

Ксения Мушкина

Вероника Витюгова

Ростислав Сучков
Если нет самостоятельного общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) на ППЖ, является ли это основанием для неотнесения помета и навоза к ним? Какой код ОКПД использовать при разработке ТУ на ППЖ?
Согласно ст. 5 Федерального закона № 248-ФЗ, производители сельхозпродукции самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов. При этом код не имеет самостоятельного правового значения при отнесении помета и навоза к ППЖ. При разработке ТУ допускается не указывать код ОКПД до появления самостоятельного кода. После появления кода требуется внести изменения в ТУ. До появления соответствующего кода ОКПД неуказание на ОКПД в ТУ не будет являться основанием для того, чтобы признать их недействительными.
Являются ли действующими ТУ и техрегламенты по производству органического удобрения из навоза/помета? Можно ли их отнести на ППЖ?
Организация вправе своим внутренним документом закрепить переход на обращение с ППЖ, указав действующие ТУ, при условии их соответствия нормам п. 27 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940.
Если ППЖ будет признан отходом, можно ли в последующем его снова признать ППЖ? В каких случаях такое возможно? Если нет, то что обязан делать правообладатель такого отхода с ним?
ППЖ не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 5 Федерального закона N 248-ФЗ. В случае признания ППЖ отходами, работа с ними регулируется федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.98.
БЛОГ ВАШ ЭКОЛОГ